Не искать, а учить

22.11.2009

Во ФРИДАСе из обычных управленцев делают инновационных менеджеров.

Недавнее послание президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию было выстроено в русле того, что в России должна быть построена инновационная экономика. А как это сделать, когда не хватает людей, которые могут эффективно работать и принимать решения в условиях современных задач?
У нас учат медиков, инженеров, физиков, юристов, управленцев; инновационных менеджеров фактически нет. ФРИДАС стал одним из первых вузов, где решили ликвидировать этот пробел. Причем институт решает эту проблему не только на уровне студентов. Во ФРИДАСе основам инновационной экономики и бизнеса обучают уже состоявшихся специалистов. О созданной на базе института системе профильного образования для руководителей и менеджеров рассказывает первый проректор ФРИДАС, заместитель директора Шведского института менеджмента в России Олег Савченко.

Савченко. С инновационным бизнесом я вплотную столкнулся 13 лет назад. Возглавлял разработку новой технологии и строительства предприятия по производству систем для очистки крови человека. Эта технология принципиально инновационная, так как в ее основе уникальная разработка — так называемые трековые мембраны.
Говоря бытовым языком, это тонкие пленки с множеством пор — на 1 кв.см их несколько миллионов. Эти поры образуются в процессе облучения полимерных пленок на специальных ускорителях. А поскольку размер их полностью соответствует понятию нанотехнологий, то фильтры на их основе могут отделить элементы крови с токсинами от здоровых клеток. В результате применения этой разработки можно лечить более 100 болезней.
В 2002 году компанией «Трекпор Технолоджи», которой я тогда руководил, в Дубне был построен первый завод по производству таких фильтров, а сейчас уже в коалиции с Роснанотехом строится его вторая очередь. Продукция уже заняла свою нишу на рынке — ее закупают медицинские центры, клиники России, Украины, Казахстана.

Новая среда. Какие теперь знания вы хотите донести, сменив роль руководителя инновационного проекта на бизнес-консультанта?

Савченко. Работая в инновационном бизнесе, мы смогли превратить идею в востребованный на рынке товар. Процесс коммерциализации разработки несет в себе массу нюансов. Я прошел через эту школу. И, образно говоря, даже успешно ее закончил. Теперь у меня есть возможность поделиться опытом. Поэтому на базе ФРИДАСа был создан учебно-деловой центр, где последние три года я вместе с моими коллегами обучаю предпринимателейи менеджеров управлению инновационными проектами различной сложности.

Новая среда. Менеджеры — это уже готовые специалисты. Насколько эффективна программа их обучения?
Савченко. Глобальный институт McKinsey по заказу администрации президента провел анализ проблем, связанных с низкой производительностью труда в России. Исследователи пришли к выводу: производительность труда в нашей стране в три раза меньше аналогичного показателя в США. Более того, этот разрыв не удается преодолеть уже на протяжении нескольких десятилетий.
Согласно данным института, на такое положение дел влияет несколько факторов, но самый важный из них — это неэффективный менеджмент, неумение управлять сложными инновационными проектами, особенно на стадии коммерционализации. Поэтому мы в нашем учебно-деловом центре и сосредоточились на решении данной проблемы.
По нашим программам прошло обучение более 300 специалистов в рамках областной программы «Grow Калуга». Мы работали с сотрудниками «Технологии», ФЭИ, «Медбиофарма», «Растр-технологии» «ОЦНТ», многими другими предприятиями Обнинска и Калуги. В настоящий момент сотрудничаем с компанией «РадиКо» — лидером на российском рынке в области разработки и производства оборудования для радиационного контроля.
В результате обучения на предприятиях были разработаны интересные инновационные проекты. А главное — управленцы ощутили и восприняли механизм превращения инновационной идеи в востребованный продукт.

А что Вы думаете по этому поводу?