Альма-Матер будущих физиков

23.09.2008

Обнинская Физико-техническая школа готовится отметить в нынешнем году свое 20-летие. О проблемах одного из брэндов первого в России наукограда, о перспективах и надеждах на светлое будущее нам рассказали директор школы Владимир Николаевич ЛАТЫШЕВ и заместитель директора Наталья Степановна ПАВЛОВА.

(ВЛ) Инициатива создания специализированной школы при Институте атомной энергетики, подобной школе при МГУ, исходила от ректора ИАТЭ Ю.А.КАЗАНСКОГО. Естественно, в организации ФТШ принимала участие городская администрация в лице отдела образования. Созданием школы занималась кафедра физико-математических дисциплин.
Изначально ФТШ располагалась в пятой школе. Основные дисциплины – математику, физику – вели преподаватели из ИАТЭ, а общеобразовательные предметы преподавали учителя школы №5.

– Как получилось, что ФТШ пришлось достаточно часто переезжать с места на место?
(ВЛ) Да, действительно, за эти двадцать лет у нас было несколько переездов. Из пятой школы мы переехали в ПТУ-11, оттуда на Мигунова, 7 – там мы «прожили» целый год. А уже с Мигунова мы перебазировались в ИАТЭ.
Приблизительно в это же время возникли планы как-то сотрудничать с профтехучилищами, техникумами. На самом деле удалось договориться только с директором Политехникума В.П.ПЕТРОВЫМ о том, что техникум берет девятиклассников, а после девятого класса ребята либо идут к нам в десятый класс, либо продолжают обучение в техникуме.
Затем город нам все-таки выделил собственное здание на Курчатова 8б. Но когда оно было переведено из муниципальной собственности в федеральную, в собственность ИАТЭ, нам пришлось переезжать и оттуда. И вот теперь, в результате восемнадцатилетних скитаний, мы оказались в 10-й школе. Надеемся, что окончательно, хотя, в идеале, конечно же, хотелось бы иметь собственную крышу над головой.

– А как решались вопросы финансирования?
(ВЛ) Дело в том, что мы – муниципальная школа. По-другому и быть не может, ведь мы должны
выдавать аттестаты. А Институт атомной энергетики является федеральным вузом и финансируется из федерального бюджета. Ему закон запрещает тратить федеральные деньги на муниципальную школу. Конечно, ИАТЭ пытался отчасти решить эту проблему, перечисляя внебюджетные деньги. Институт имеет возможность зарабатывать какие-то средства, вот часть этих денег они отдавали нам.

Такие проблемы существуют у многих школ, не только у нашей. По этой же причине нам пришлось отказаться от интерната при школе. Когда мы являлись подразделением ИАТЭ, институт выделял нам какие-то деньги. На них содержался интернат, работали воспитатели, дети бесплатно обедали в столовой. Часть расходов на содержание интерната брали на себя атомные станции, с которыми у нас существовали договоры. К нам приезжали учиться ребята из Десногорска, Нововоронежа, Курска, Билибина. Естественно, они после ФТШ целенаправленно шли в ИАТЭ А потом возникли проблемы с финансированием, и содержать интернат стало просто нереально.
Теперь у нас обучаются дети из близлежащих населенных пунктов – Нары, Жукова, Протвы, Балабанова, Малоярославца, Детчино, Боровска и, конечно, из Обнинска.

– И все эти годы школа, несмотря на переезды, проблемы финансового характера, продолжала давать детям прекрасное образование…
(ВЛ) Да, показатели у нас неплохие, в частности, поступаемость в вузы близка к 100 процентам. Наши выпускники в ведущие вузы поступают – в МГУ, МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МИФИ, ИКСИ, в ИАТЭ, естественно.
Хорошей подготовке наших выпускников немало способствует высокий уровень преподавателей. В школе работают 6 кандидатов наук, мы привлекаем преподавателей из ИАТЭ, специалистов из ФЭИ.
- (НП) По данным фонда Сороса, Физико-техническая школа входит в сотню лучших школ России.
В прошлом году два наших преподавателя были отмечены премией фонда «Династия» в номинации «Учитель, воспитавший ученика». Этими учителями стали директор ФТШ Владимир Николаевич Латышев и Алексей Витальевич Тихоненко, ныне преподаватель ИАТЭ.

- (ВЛ) Несколько лет назад мы провели эксперимент. Заключался он в следующем: помимо 10 и 11 классов мы набрали класс девятиклассников. Результаты получились поразительные – половина того класса поступила в МГУ. То есть, со своей стороны мы выполняем задачу качественно готовить ребят к поступлению в лучшие вузы страны. – Между тем, Госкорпорация «Росатом» рассматривает ФТШ как важный элемент сразу двух нацпроектов – как поставщика кадров для_ отрасли в рамках развития атомнопромышленного комплекса и, естественно, в рамках нацпроекта «Образование».
(НП) Пока это только заявление на словах, потому что финансирование государственных учебных заведений – это всегда проблема. Сейчас это пока в стадии обсуждения, может быть, дальше будет лучше…
(ВЛ) Здесь акцент делается на развитие атомной энергетики. На самом деле, все возвращается на круги своя – ведь какая цель изначально стояла перед ФТШ? Подготовка кадров для атомной отрасли. Изначально это было главной задачей. Вот недавно был разговор, что в ближайшее время для атомной промышленности потребуется чуть ли не полторы тысячи специалистов в год. Поэтому надо поднять значимость этой отрасли, профессии, специальности.
А как это сделать? Увеличить набор, поступаемость в университеты. Первый шаг здесь – Физикотехническая школа, в которой абитуриента целенаправленно готовят к поступлению в специализированный вуз.

– А существует идеальный рецепт, как сделать профессию физика престижной?
(ВЛ) Вы вспомните, как космос осваивали. Когда наши первыми полетели туда, американцы очень просто решили эту проблему – они вложили большие деньги, открыли огромное количество институтов этого направления и с блеском справились с поставленной задачей. Почему выпускник института не идет работать инженером? Да потому что денег мало платят.

Взять, к примеру, Москву – многие из тех, кто заканчивает институты по инженерным специальностям просто не идут на производство. В других регионах ситуация несколько отличается, однако тенденция прослеживается четко. А физики все равно нужны стране.
Посмотрите, чем обеспокоен Запад? Гибриды, гибридные двигатели. Там уже в очереди за ними встают, и скоро окончательно перейдут от нефти к альтернативным источникам энергии. И наши начинают задумываться, что эта игла нефтяная может скоро закончиться. Так что образование – это не просто государственная задача, а общественногосударственная. То есть, общество тоже должно подключаться, активно участвовать в форме попечительских советов, спонсорской помощи.

– Для этого необходимо подвести соответствующую законодательную базу…
(ВЛ) Можно сделать так, чтобы школа стала федеральной, тогда вопрос о финансировании ФТШ будет решаться на федеральном уровне. Тогда ИАТЭ сможет финансово участвовать в жизни школы.
Сейчас Калуга выиграла грант. Называется он «Комплексный проект модернизации образования». Калужское Законодательное собрание вынесло решение принять участие в этой программе. Финансирование теперь будет идти по этой программе. Данный проект предусматривает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений. А поскольку наша школа малокомплектная, то финансирование у нас не увеличилось. То есть, нужно повысить наполняемость классов, но никто предварительно не подумал, что в итоге это приведет к снижению качества образования.

(НП) Физико-техническая школа всегда была небольшой, и мы считаем, что это разумно – не нужно раздувать ее, так как это отразится на качестве обучения. Однако, сейчас финансируют не качество обучения, а количество.

– В регион приходят различные «наукоемкие» предприятия. Сотрудничает ли ФТШ с этими предприятиями?
(НП) Безусловно, мы всегда готовы к сотрудничеству с предприятиями нашего региона. У нас есть такая идея, чтобы ФТШ стала кузницей кадров для города, чтобы дети имели возможность получать хорошее образование, поступать в определенные профильные институты, а потом приходить на работу на предприятия города.
В прошлом году мы начали работать с компанией А.А.КОСИНСКОГО – совместно провели городскую олимпиаду, которую организовал и финансово поддержал ОКЗ. В итоге восемь человек из тех, кто участвовал в олимпиаде, пошли в пищевой институт. Думаю, что в этом году мы проведем аналогичную олимпиаду, чтобы привлечь к этой программе детей из других школ.
С другими предприятиями пока тесного сотрудничества не получилось, но все еще впереди. Нужна заинтересованность руководителей предприятий. Они могут сделать нам социальный заказ. Традиционно у нас осуществляется целевая подготовка кадров для поступления в ИАТЭ, но в этом году не все пошли по этому профилю. Потому что ребята хорошо сдают ЕГЭ и имеют возможность поступать в разные институты, иногда выбирая вовсе не то, что хотелось бы нам и городу.

– Как руководителю заинтересовать ребенка, чтобы он после получения диплома вернулся на предприятие родного города?
(НП) В первую очередь, нужно приходить в школу, рассказывать о предприятии, пытаться заинтересовать ребят, приглашать десятиклассников на практику. Вот, к примеру, почему детей заинтересовало предприятие А.А.КОСИНСКОГО? Там очень большая заинтересованность руководителей. Поэтому и у детей появляется заинтересованность. Вообще, Анатолий Аскольдович КОСИНСКИЙ предлагает, на мой взгляд, замечательную вещь – заключить договор о том, что ОКЗ будет помогать школе финансово, с расчетом на то, что дети вернутся к ним на пять лет.
Как сейчас получается? Окончив институт, выпускник приходит на рынок труда с мыслями: «Вот, я такой умный, возьмите меня! Только у меня нет ни стажа, ни опыта работы». Рассчитывать на какие-то высокие заработки в данном случае – это иллюзии. А здесь появляется гарантия трудоустройства и получения первичного опыта. После пяти лет работы на предприятии, получив необходимый опыт, выпускник найдет себе высокооплачиваемую работу, можете не сомневаться!
Более того, Косинский предлагает студентам ежегодную практику на ОКЗ. То есть, студент сможет не только применять полученные знания на производстве, но и денег заработать. Я считаю, что это оптимальный вариант. Нужно показать ребенку, что в нем заинтересованы. Так что, если будет заинтересованность, то и дети будут приходить на работу на предприятия Обнинска. А мы, в свою очередь, подготовим их к этому.

ФТШ в цифрах

ФТШ Обнинск

Беседовал Павел Иванов

Газета “Новая среда+”, №5 за 2008 год

А что Вы думаете по этому поводу?