Образование: вчера, сегодня, завтра
30.03.2019
Каждый из нас, так или иначе, сталкивается с системой образования. Каждый взрослый гражданин России закончил хотя бы 7-9 классов средней школы в зависимости от времени, в которое он жил (теперь это называется основное общее образование). Люди, учившиеся в советское время, имеют счастливое преимущество перед нынешним поколением учащихся в возможности сравнения. И, к сожалению, в огромном большинстве случаев сравнение не в пользу нынешней системы образования.
Как бы критически бывшие «советские ученики» ни относились к своему образованию, все вынуждены признать, что раньше «учили лучше». Это не просто ностальгия о молодости и желание приукрасить прошлое, а результат горестного сравнения с нынешними учениками и выпускниками учебных заведений разного уровня. Сколько «приколов» вы можете выудить в интернете, сколько раз показывали по телевидению, сколько раз мы сами лично сталкивались с невежеством учащейся и «выучившейся» молодежи.
Пожалуйста, пример. Девочка учит стихотворение великого Пушкина А.С. «К Чаадаеву»:
«Товарищ, верь: взойдет, она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самосвала
(у Пушкина «самовластья»)
Напишут наши имена !»
Её старшая сестра, красная от возмущения, кричит: «Дура, в то время не было самосвалов!»
Процитируем другого русского гения, Лермонтова М.Ю.: «…Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно».
Некоторое время назад на телевидении и в интернете разразился скандал из-за кощунства, проявленного по отношению к памяти Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева, погибшего в застенках фашистского концлагеря Маутхаузен. Люди разных возрастов были потрясены скотским равнодушием, цинизмом по отношению к героическому поведению учёного и офицера, невежеством и незнанием истории своей страны, истории Великой Отечественной войны, о миллионах жертв, отдавших жизнь за спасение Родины, за свободу и счастье человечества, избавленного от фашизма.
Ниже представляем вашему вниманию статьи из Большого энциклопедического словаря школьника 1999 года издания и из Малой Советской энциклопедии 1959 года издания. Сравните:
Карбышев Дмитрий Михайлович (17.Х.1880 — 18.1.1945) советский военный инженер, доктор военных наук, генерал-лейтенант инженерных войск. Герой Советского Союза (посмертно; 16 авг. 1946). Офицером принимал участие в обороне Порт-Артура и во многих других операциях русско-японской войны 1904-05… Организовал инженерное обеспечение многих операций Советской Армии в годы гражданской войны. После войны вёл большую научно-педагогическую работу в военных академиях. В начале Великой Отечественной войны Карбышев был тяжело контужен и захвачен немцами в плен. Гитлеровцы, убедившись в неподкупности и стойкости Карбышева, подвергли его тяжелым пыткам, закончившимся мученической смертью в лагере Маутхаузен. 28 февраля 1948 на месте гибели Карбышеву поставлен памятник. (Малая Советская энциклопедия. Т. 4. М. Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1959 С. 539-540).
Карбышев Дмитрий Михайлович (1880-1945), военный инженер, генераллейтенант (1940). Участник 1-й мировой и Гражданской войн. В начале Великой Отечественной войны, раненый, попал в плен. Замучен в концлагере Маутхаузен. (Большой энциклопедический словарь школьника. — М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедиях. 1999 С. 338).
В энциклопедии для школьников не указано даже, что генерал Карбышев был Героем Советского Союза, что четыре года провел в плену!!! Для фашистов он был очень ценен как ученый, специалист и организатор строительства фортификационных сооружений. Несмотря на пытки и одновременно на обещания всяческих благ, патриот России и СССР отказался работать на врага и принял мученическую смерть. В школе об этом не говорили, в учебниках по истории не писали, и в справочнике то же.
Кто отвечает за издания, подобные энциклопедическому словарю, кто их редактирует и подписывает к печати? Какими идеями, мотивами «он» (коллектив авторов, редактор, издатель) руководствуется?
Кто виноват, что выросло уже несколько поколений, равнодушных к истории своей страны, не знающих ее героев? Неужели невозможно ничего исправить? Неужели ничего невозможно сделать? Сколько можно ещё равнодушно наблюдать деградацию и ничего не предпринимать?
И таким вопросам несть числа.
Одна из характеристик образования заключается в утверждении, что образование это способ обучения, складывающийся из единства… воспитания ума (интеллектуальное развитие), воспитания чувств (нравственное воспитание) и «воспитания поступка» (формирование навыков деятельности) (Социология молодежи: Учебник. -— СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. С. 143).
За последние четверть века произошли преобразования в разных сферах нашей жизни, в том числе экономике и образовании, принесшие ломку нравственных ориентиров. Обесценилась духовность, подверглась остракизму доброта и человечность, честность и порядочность. На смену пришел жестокий прагматизм и жажда денег.
Но начнем сначала. В статье 13 Конституции Российской Федерации написано:
«1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Результатом этого «многообразия» в России нет единого для всей страны учебника по истории, нет единой точки зрения, оценок исторических событий и места России в мире и мировой истории. И сегодняшние ученики и выпускники считают, что во Второй мировой войне победили американцы и прочая Европа, но не СССР и Россия. Они не знают даже имени генерала Карбышева. Александра Матросова для них не существовало, а если и был такой, то просто поскользнулся и упал на фашистский дзот, а нев благородном порыве закрыл своим телом пулемети спас наступление советских солдат и жизни однополчан. Им неизвестно, что более трехсот человек, в том числе и офицеры, повторили подвиг рядового Матросова, а в Уфе стоят памятники А. Матросову и лейтенанту М. Губайдуллину, первому офицеру, повторившему подвиг рядового солдата.
Это результат того, что из системы образования выпал очень важный элемент воспитания чувств (нравственного воспитания), непосредственно и тесно связанный с идеологией, а точнее с отсутствием идеала, положительного героя.
Обратимся теперь к Закону об образовании РФ.
Основные принципы Закона об образовании РФ:
Равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
Безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
Акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
Перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
Автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
Возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий
Нас в данном случае интересует в большей степени третий принцип, в котором говорится об общественных ценностях.
«Все, что происходит сегодня в нашей педагогике, это анти-Макаренко. Первое, самое важное, преступное разделение это разделение образования и воспитания. Вернее, уничтожение воспитания в системе образования. Для А. Макаренко на первом месте было воспитание, и уже потом, как его следствие, шло образование» (прот. Игорь Рябко).
Как писали раньше, каждый вторник в Калуге, в офисе партии НСДРП проходят обсуждения общественно политической ситуации в стране. Четыре заседания обсуждался вопрос об образовании, в которых участвовали специалисты этой отрасли. Сегодня в образовании скопились общие со всей страной проблемы. В стране капитализм, а это значит, во главу угла ставят извлечение прибыли. В образовании это порой принимает уродливые формы. Надо отметить, в жизни получается совсем иное, нежели то, что законодательно прописано. Есть Указ Президента о заработной плате учителей и, что отрадно, он выполняется.
Но вопрос в другом: каково качество получаемого образования? В школах есть ставки психолога, руководителя кружка или спортивной секции. Но по факту, эти ставки используются, как доплата учителям, что бы исполнить Указ Президента. Как пример, сегодня важно техническое творчество детей. Созданы специальные учреждения под названием «Кванториум». Есть станции юных техников или как их называют теперь, центр дополнительного образования детей. Но фактически ничего нет.
Положим, для занятия картингом осталась единственная секция и только в Калуге на ул. Ленина, д. 9. Ещё нас беспокоит психическое состояние детей. Всплески или отголоски этого состояния прорываются наружу. Это «супергерои», приносящие оружие в школу для расправы с обидчиками. Это и групповые суициды. И со всем этим надо серьезно работать. Вопросы образования важны для каждого государства. Именно в образовании закладывается будущее страны. Вот, проведя четыре заседания, мы выработали предложения. Это предложения Оргкомитета партии НСДРП. Вы скажите, что к ним никто не прислушается. Тут вы неправы. Если наши идеи овладеют массами, реализация будет неукоснительна.
Предложения:
Изменить закон «Об образовании»:
— убрать из закона “Об образовании” понятие образовательная услуга;
— законодательно закрепить защиту жизни, здоровья, чести и достоинства учителя от посягательств как учеников, так и родителей.
— создать правовой механизм регулирования отношений между учителями и учениками, между школой и семьей;
— законодательно закрепить понятие «базовое предприятие» для прохождения производственной практики студентам, получающим профессиональное образование.
Соблюдать конституционное право на бесплатное образование:
— отменить ЕГЭ в выпускных классах, вернуться к обычным экзаменам;
— убрать ГИА в 9 классах;
— отменить вступительные экзамены в учебные заведения.
Создать единый УМК (учебно-методический комплекс) на территории России:
— вернуть в школу единые учебные планы, программы и учебники;
— для эффективного ведения учебного процесса укомплектовать современным оборудованием образовательные учреждения, качественно улучшить их материальную базу (в том числе и сельские школы).
Уменьшить учебную нагрузку детей.
Отменить подушевое финансирование образовательных учреждений.
Учитель должен быть только учителем, но не делопроизводителем:
— реально сократить отчетность образовательных учреждений;
— вернуть ставки освобожденных классных руководителей.
Повысить статус учителя, преподавателя до государственного.
8. Обеспечение учителя, преподавателя всем необходимым для работы:
— достойную заработную плату;
— отменить аттестацию учителям, преподавателям, проработавшим в учреждениях образования более 25 лет;
— обеспечить достойным бесплатным жильем всех нуждающихся учителей, преподавателей;
— организовать бесплатное прохождение курсов повышение квалификации.
9. Прекратить прием на работу в органы управления образованием и министерства образования чиновников, не имеющих реальной педагогической трудовой практики.
Источник: газета “За правду и справедливость”,
№2(21) март 2019
официальное издание оргкомитета Народной Социал-демократической рабочей партии.
А что Вы думаете по этому поводу?