Депутаты обсудили вопросы оплаты труда работников здравоохранения

16.12.2016

15 декабря состоялось заседание сессии Законодательного Собрания. В правительственном часе депутаты обсудили информацию о реализации закона «Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения».

Напомним, что в ноябре прошлого года по инициативе министерства здравоохранения был принят документ, меняющий систему оплату труда медицинских работников.

С тех пор от 55 до 60% заработной платы медиков направляется на выплаты по базовым гарантированным окладам. 30% составляют стимулирующие выплаты, 10 - 15% - компенсационные выплаты в зависимости от условий труда.

До принятия этого закона базовый оклад составлял всего 20-40 процентов от заработной платы в целом. Зачастую это делало процесс распределения фонда оплаты труда весьма субъективным.

С момента принятия депутаты контролируют реализацию этого закона.

Представляем вашему вниманию тезисы выступления министра здравоохранения Константина Баранова.

“Система оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения области, установлена Законом Калужской области от 28.10.2011 № 196-ОЗ “Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения”.

Согласно Закону оплата труда работников государственных учреждений состоит из окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Законом установлены виды, условия применения, размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера и порядок их осуществления руководителям, заместителям руководителей, работникам государственных учреждений.

К выплатам компенсационного характера относятся:

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
2. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе:
- при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
- за работу в ночное время;
- за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- за сверхурочную работу;
- за работу в сельской местности;
- иные компенсационные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
3. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
К выплатам стимулирующего характера относятся:
- персональная надбавка;
- надбавка за квалификационную категорию;
- надбавка за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения;
- выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
- надбавка за ученую степень;
- премии за качество и результативность выполняемых работ, выполнение особо важных или срочных работ;
- поощрительные выплаты;
- доплаты отдельным категориям работников.

Размер выплат стимулирующего характера зависит от выполнения показателей деятельности работников, установленных локальными актами учреждений.

Для обеспечения реализации целей и задач деятельности бюджетных учреждений и повышения эффективности работы их руководителей завершена работа по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с руководителями бюджетных учреждений области в соответствии с типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства России.

Во всех государственных учреждениях разработаны качественные и количественные показатели деятельности работников учреждений. Эффективные контракты составляются с учетов данных показателей.

В соответствии с федеральной “дорожной картой” “Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения” установлена предельная доля фонда оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда (не более 40 процентов).

Согласно отчету Росстата “Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала” на 01.10.2016, утвержденного приказом Росстата от 30.12.2013 № 508 “Об утверждении статистического инструментария для проведения федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению средней заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики” доля расходов, направляемых на оплату труда вспомогательного и административно-управленческого персонала, составляет 25,8 %.

В соответствие с предложениями по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации, направленными в субъекты письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752, в целях сохранения кадрового потенциала отрасли, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских организациях и в соответствии с утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 25 декабря 2013 года № 11) Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, министерством здравоохранения Российской Федерации было предложено продолжить работу в субъектах Российской Федерации по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников, направленных на внедрение новых подходов к формированию гарантированной части заработной платы, сбалансировав долю тарифной части заработка работников и иных выплат таким образом, чтобы 55-60% заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30% структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, 10-15% структуры заработной платы - компенсационные выплаты в зависимости от условий труда медицинских работников.

Законом Калужской области от 27.11.2015 № 17-ОЗ “О внесении изменений в Закон Калужской области “Об установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений, подведомственных органу исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения” в соответствии с предложениями Министерства здравоохранения Российской Федерации была изменена структура оплаты труда путем увеличения окладов медицинских работников. Это позволило увеличить окладную составляющую заработной платы до 57 %. Оклады медицинских работников выросли по сравнению с 2014 годом в следующем порядке:
- врачи с 8332 до 12750 рублей (или в 1,53 раза),
- средний медицинский персонал с 6113 до 8455 рублей (или в 1,38 раза),
- младший медицинский персонал с 5730 до 7500 рублей (или в 1,3 раза).
В настоящее время средняя заработная плата медицинских работников в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения области составляет:
- врачи – 45211 рублей;
- средний медицинский персонал – 24452 рубля;
- младший медицинский персонал – 17153,0 рубля.

Данные показатели средней заработной платы по категориям работников соответствуют показателям “дорожной карты”, утвержденной по Калужской области на 2016 год.

Законом установлен базовый оклад руководителя государственного учреждения.

Размер оклада руководителя государственного учреждения устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения не более чем в двукратном размере к базовому окладу руководителя государственного учреждения в соответствии с критериями для установления соотношения размеров окладов руководителей государственных учреждений к базовому окладу руководителя государственного учреждения.

Критерии для установления соотношения размеров окладов руководителей государственных учреждений к базовому окладу руководителя государственного учреждения устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения.

Размер соотношения окладов руководителей зависит от мощности учреждений (количества коек, работающих, исследований, литров заготовленной крови, вызовов скорой помощи, посещений и т.д.). Максимальный коэффициент 2 установлен для окладов руководителей многопрофильных учреждений здравоохранения с коечной мощностью более 1000 коек. Минимальный коэффициент составляет 1,1.

Законом определено, что средняя заработная плата руководителя государственного учреждения не должна быть ниже однократного и выше шестикратного размера средней заработной платы работников государственного учреждения, формируемой за счет всех источников финансирования и рассчитываемой за календарный год.

Размеры окладов заместителей руководителя, главных бухгалтеров, главных медицинских сестер государственных учреждений устанавливаются работодателем на 20-50 процентов ниже окладов руководителей этих государственных учреждений.

Определение критериев для установления размеров окладов заместителей руководителей государственных учреждений осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере здравоохранения.

Работа по совершенствованию оплаты труда в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных министерству здравоохранения области, будет продолжена, так как “дорожной картой” утвержден дальнейший рост показателей средней заработной платы. В дальнейшем будут вноситься изменения в Закон по увеличению окладов работников, что приведет к увеличению гарантированной части заработной платы в средней заработной плате медицинских работников”.

А что Вы думаете по этому поводу?