Секреты выживания
22.10.2009
Местные власти должны помогать малому и среднему бизнесу не дотациями и субсидиями, а сохранением условий для жизни.
Наши горожане не только из чувства патриотизма любят обнинские молоко и хлеб, колбасные изделия и торты, рыбу и другие продукты питания — это качественные, вкусные и относительно недорогие товары.
Но с приходом крупных торговых сетей этим продуктам стало трудно пробиться на прилавки, о чем говорено, впрочем, немало. Тенденция общероссийская — крупные сетевики не желают принимать в расчет местных производителей.
Очень часто им выдвигаются совершенно немыслимые требования — например, наш Торговый Дом «Сигнал» готов поставлять хлебобулочные изделия, торты и другие продукты в супермаркеты. Продукты эти реализуются очень быстро — они скоропортящиеся. Но расплачиваться владельцы сетей не торопятся — отсрочка оплаты товара составляет минимум месяц.
Понятно, что мелкие производители с небольшими оборотными средствами такого прессинга вообще выдержать не могут, а более-менее крупным он крайне невыгоден. Поэтому мы и находим на прилавках дорогие немецкие булочки для гамбургеров и привезенные за тысячи километров отсюда колбасу и мясо.
Причем вопрос стоит куда шире, чем просто защита местного производителя. Параллельно нужно думать о защите покупателей и местных торговцев.
Очень часто крупный сетевик, открывая свой супермаркет, подталкивает к закрытию более мелкие магазины — шаговой доступности, которые не выдерживают конкуренции. А потом — и жители Обнинска были тому не раз свидетелями — эта самая сеть под грузом собственных проблем скатывается к пропасти банкротства или меняет своих владельцев, привнося новую политику продаж.
И есть риск оказаться в ситуации, когда старых маленьких магазинов уже нет, а новые крупные — или не работают, или работают со скрипом.
Власти разных уровней задумывались об этих проблемах, пытались умерить аппетиты сетевиков, сдержать их стремление к монополизму. Яркий пример — поправки к федеральному закону о торговле. Сейчас его готовят ко второму чтению в Госдуме. По идее, документ призван стать панацеей от высоких торговых наценок, создать конкурентные условия для мелких продавцов и дать возможность свободно вздохнуть производителям.
Однако в проекте много несовершенных моментов. Так, сети, чей оборот превышает 1 млрд рублей (в Обнинске есть их супермаркеты), а доля рынка приблизилась к 25% в границах одного округа или муниципального образования, не могут и дальше в нем расширять свой бизнес.
Мировой же опыт говорит совсем о другом: надо не запрещать, а развивать. Но со смыслом. Давать тому же сетевику льготы, если он держит высокую долю товаров местного производителя, развивает инфраструктуру места, где работает, — строит дороги, перерабатывающие комплексы, принимает продукцию от местных фермеров и т.п.
А что делается на местном и областном уровне? Более месяца назад обнинские предприниматели обсуждали проект создания на территории Калужской области разветвленной сети магазинов шаговой доступности под общим названием «Покупаем Калужское». В этих магазинах в первую очередь должны продаваться продукты, произведенные на Калужской земле.
Сейчас эта инициатива преподносится как поддержка бизнеса местными и региональными властями. Но сначала стоит оценить возможности магазина шаговой доступности. Это маленький зал метров на 100 с ассортиментом порядка 2 тысячи наименований продуктов. В Калужской области не производится столько товаров. А в отсутствии скольконибудь серьезного выбора покупатель «проголосует ногами». Далеко не все захотят хлеб покупать в одном магазине, а крупы — в другом.
На мой взгляд, такая сеть — не самый эффективный инструмент поддержки. А вот выдача сетевику разрешения на строительство только под определенные условия работы с местным производителем — вполне реально. И еще очень важно не упустить тех преимуществ, что мы уже имеем.
В Обнинске четко выделились три основных вида продуктовых магазинов: крупные супермаркеты, минимаркеты и магазины шаговой доступности. Несмотря на приход крупных сетевых монстров, мелкие точки продолжают жить. В этом Обнинск коренным образом отличается от столицы. Если в Москве торговая сеть приходит в очередной район, она сметает все на своем пути. Попробуйте найти в центре булочную или продуктовый магазинчик.
В Обнинске же совершенно другая система — муниципалитет четко следит за своим имуществом. Мы не распродали все и вся. И муниципальные площади сдаются, в том числе и под торговлю для небольших магазинов. В итоге в нашем городе рядом уживаются магазины шаговой доступности и крупные супермаркеты. Поэтому основная задача местных властей в этом вопросе — сохранять муниципальные площади.
Владимир САВИН,
генеральный директор ТД «Сигнал»,
заместитель председателя комитета по бюджету, финансам и налогам городского Собрания





А что Вы думаете по этому поводу?