Пугать ежа

11.07.2014

Украина грозит свернуть экономические отношения с Россией. Обнинску, похоже, это совсем не страшно.

Каждый день приносит новости с Украины. Вроде бы она не близко, однако бывают события, которые непосредственно задевают интересы Обнинска. Например, на днях президент соседней страны сделал заявление о запрете на поставки предприятиям российского военно-промышленного комплекса (ВПК). Похоже, это только начало. Конфронтация достигла такого уровня накаленности, что дело может дойти до эмбарго на торговлю сахаром и салом, или чем там еще богата Незалежная.

Кстати, по поводу сала. Как сказал директор Обнинского колбасного завода Анатолий Косинский, Россия уже больше года не ввозит украинскую свинину и продукты из нее. И вовсе не по политическим причинам. «Украина и Белоруссия — природные очаги африканской чумы свиней, — пояснил Анатолий Аскольдович. — И когда произошла очередная вспышка пандемии, был введен запрет на импорт из соседних стран. Но если в Белоруссии с проблемой быстро справились, то на Украине бардак». Но дело не только в сале. Есть вещи посерьезней.

В Обнинске имеются предприятия, прямо или косвенно связанные с ВПК. Одно из них ОНПП «Технология», которое, как известно, производит головные обтекатели ракет из неметаллических материалов. «Мы покупали часть сырья на Украине, — говорит директор предприятия, депутат Горсобрания Олег Комиссар. — Но уже с февраля, чувствуя ненадежность партнеров, государственная корпорация «Ростех», в которую мы входим, развернула программу по импортозамещению. И, что ценно, она финансируется. Благодаря этому, мы сможем развернуть на нашей площадке производство тех материалов, которые покупали на Украине. Выделяются деньги не только на разработку материалов, но и на оснащение оборудованием. Откроются дополнительные рабочие места. Так что не было бы счастья, да несчастье помогло. Чтобы наладить серийное производство новых материалов, потребуется год-­два — импортозамещение с нуля все­-таки потребует времени. Еще пример. Украина поставляла нам ситаловые (керамические) подложки для электронных плат. Оказывается, подобное производство есть в Гомеле, но оно было законсервировано из-­за малых объемов заказов. Но сейчас белорусы готовы возобновить производство материала — у них все для этого сохранено».

В обнинской колбасе украинского мяса нет

В обнинской колбасе украинского мяса нет

Отражается ли эта ситуация на выпуске готовой продукции? Да, она оказывает отрицательное влияние. Но, как говорит Олег Комиссар, это преодолимые временные трудности: «Сейчас происходят небольшие задержки в поставках готовой продукции. Но составлен график наверстывания, и мы ликвидируем отставание к 2015 году».

А как обстоят дела на заводе «Сигнал»? «Мы использовали несколько наименований украинских радиоэлементов в своем производстве, — говорит директор завода Валентин Родионов. — Отказаться от них — совершенно не существенный для нас вопрос. Это никак не повлияет на нашу деятельность — мы легко найдем замену».

Так что если и пострадают предприятия обнинского ВПК от украинских запретов, то не сильно, и, как заверяют директора обнинских заводов, возникшие проблемы решатся быстро. А вот Украина в результате потеряет рынок сбыта — навряд ли кому еще нужны ее поставки.

Что же касается других отраслей экономики, украинский президент эмбарго еще не ввел, но грозится. Сможем ли обойтись?

Один из крупнейших обнинских заводов металлоконструкций, принадлежащий финляндской корпорации Ruukki, вполне сможет. Как сказала директор предприятия по маркетингу Ксения Войтова, корпорация международная, ее производство размещено в 30-­ти странах, в том числе и на Украине, и российский завод с соседней страной экономически никак не связан – сырье покупается в России, и рынок сбыта здесь же.

Наш продовольственный рынок по основным позициям тоже от украинских поставок не зависит. «Обнинский хлебозавод на 99% использует сырье отечественного производства, — говорит заместитель директора предприятия, депутат Горсобрания Дмитрий Самбуров. — Муку берем в Ростовской, Брянской, Орловской, Липецкой, масло — в Ростовской, дрожжи — в Тульской области. И только незначительную часть сырья для кондитерских изделий, например, глазурь, покупаем в Европе. Но если и европейские поставщики вдруг откажутся от сотрудничества, легко найдем замену в России».

Как нет украинской муки в обнинском хлебе, так нет и украинского мяса в обнинской колбасе. Про свинину Анатолий Косинский уже объяснил, а по поводу говядины сказал: «На Украине поголовье крупного рогатого скота сократилось настолько, что украинцы говядину не продают, а покупают».

Об алкогольной продукции мы расспросили специалиста в этой сфере, депутата Законодательного Собрания Александра Трушкова. «На Украине нет аутентичных вин. То, что было украинским, производилось в Крыму, а полуостров теперь принадлежит России, и заводы «Инкерман», «Новый свет» — тоже, — рассказал эксперт. — А доля украинских горилок, водок и пива в соответствующих сегментах российского алкогольного рынка столь мала, что если она совсем исчезнет, то мало кто на это обратит внимание».

Однако справедливости ради заметим, что если для Обнинска существующие или потенциальные ограничения в торговле с Украиной незначительны, то есть отрасли экономики в стране, на которые они могут оказать очень существенное влияние.

А что Вы думаете по этому поводу?