Дикий рынок

10.07.2014

Рынок труда с привлечением иностранных работников упорядочивают… Но официальные лица признают, что реальных рычагов управления ситуацией нет.

На днях Калужская областная трехсторонняя комиссия по урегулированию трудовых споров рассмотрела результаты мониторинга заработных плат в организациях, использующих труд иностранных работников. Напомним, что комиссия называется трехсторонней, поскольку в нее входят областное объединение работодателей, объединение профсоюзных организаций и правительство Калужской области. И все эти три члена комиссии заключали соглашение на 2014 – 2016 годы, о том, что иностранным рабочим будут платить зарплату «на уровне, не ниже среднеотраслевого значения». В том числе прописывалось, что, например, неквалифицированный рабочий должен получать зарплату не менее 15 000 в месяц. Всем очевидно, зачем это делалось: с одной стороны, мигранты не будут «опускать» зарплатную планку, выдавливая с рынка труда местных рабочих… С другой — иностранные рабочие получат определенную защиту — им не будут платить меньше из­-за того, что они «не здешние». Но, как выяснилось, все не так просто. И подписанные бумаги не всегда срабатывают.

Министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области совместно с Территориальным объединением организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов» провели исследования указанного соглашения. Они оказались неутешительными. 43% предприятий нарушают соглашения, касающиеся оплаты труда иностранных граждан, выплачивая суммы ниже, чем указали в заявке на привлечение иностранной рабочей силы. А у 57% — напротив, фактически выплаченные зарплаты превышают указанную в заявке зарплату.

Строительный сектор — главный потребитель иностранной рабочей силы

Строительный сектор — главный потребитель иностранной рабочей силы

«Если, например, на калужской птицефабрике мойщик­-иностранец получает 33 тысячи, — говорит председатель территориального объединения профсоюзов Александр Гречанинов, — то почему бы на такой зарплате не работать нашему рабочему? Не верится, что калужские рабочие не хотят трудиться за такую вполне адекватную зарплату».

Вообще есть такая нехорошая схема в Москве, особенно в сфере ЖКХ, когда рабочему­-мигранту начисляют довольно высокую зарплату, но реально он получает куда меньше, «делясь» со своим непосредственным руководством — такие случаи неоднократно описывались и обсуждались в СМИ.

Мы задали вопрос: если ли какой­-то реальный инструмент, чтобы воздействовать на работодателей в отношении начисления черных зарплат иностранным рабочим? Александр Петрович Гречанинов ответил, что такого инструмента у профсоюзов нет. «Это общественная организация, и «надавить» мы не можем, только убеждать», — говорит он.

Причем стоит отметить, что, как сообщили нам в Калужском областном совете профсоюзов, из 4 000 предприятий, привлекающих рабочую силу иностранных граждан, только 22 предприятия имеют профсоюзную организацию, а в вышеуказанном исследовании приняли участие вообще всего 14 из них.

А на самом деле ситуация, как считают эксперты, еще хуже… Многие частные предприятия, привлекающие иностранцев, работают не по заявкам, и берут мигрантов не с разрешениями на работу, а с патентами. Причем есть целая сеть посредников, которые «помогают» приехавшим получить документы, и есть данные, что за оформление патента в Обнинске берут по 6 000. Особенно дикая ситуация складывается в строительном секторе, когда масса частных бригад выполняют работы за «черный нал», как правило, не подписывая никакие договоры и вообще не фиксируя отношения «работодатель — рабочий».

«Я строю дом в деревне в Московской области, где я родился, — говорит один из обнинских предпринимателей. – Этой весной приехала бригада украинцев, которые и начинали строительство. Я, чтобы им не бегать от участкового, решил сделать все по правилам — оформил пятерых человек через фирму. За оформление пакета документов на год на одного рабочего из Украины с меня взяли 16 000. Через месяц они получили зарплату и уехали. Тогда я нашел еще одну бригаду, но, понятно, вкладываться в их документы мне уже не интересно». Понятно, что в таких случаях вообще никто зарплату трудовых мигрантов не регулирует и не отслеживает.

А что Вы думаете по этому поводу?