Проверка на прочность

03.07.2014

Начальник цеха 91 НПК «Стекло» ОНПП «Технология» Дмитрий Петрачков — один из тех, от кого зависит безопасность пассажиров самолетов и поездов.

На конкурс «Человек года» его номинировали за постановку на производство остекления кабины новой модификации военно­-транспортного самолета — Ил-­76МД-­90А. Новый самолет, производство которого запущено в ЗАО «Авиастар-­СП» (Ульяновск), призван стать конкурентоспособным отечественным лайнером на международном и внутреннем рынке. И размещение столь важного заказа на «Технологии» не только привело к увеличению объемов выпуска продукции, но и повысило престиж предприятия.

Государственный заказ на такие самолеты до 2020 года превысит 100 единиц. Выпускать предполагается не только военно-­транспортную версию, но также специальные машины для МЧС и летающие информационные центры.

От прочности стекла напрямую зависит жизнь пилотов, а значит, и всех пассажиров. Многие слышали истории о том, как испытывают стекла самолетов. Мол, из специальной «пушки» стреляют по кабине морожеными курицами, чтобы смоделировать ситуацию лобового столкновения с птицами. «Это не такие уж и легенды, — говорит Дмитрий Николаевич. — И «пушка» существует, и курицы, только не мороженые, а живые или недавно «уснувшие». Весом примерно 1,2 — 1,8 кг, как упитанная ворона, которые чаще всего и попадаются на аэродромах. Хоть и говорят, дескать, курица не птица, но наши летают так, что не догонишь».

Дмитрий Петрачков

Дмитрий Петрачков

Сейчас готовится расширение аэродрома в Ермолино. «Напрямую на работе нашего научно-производственного комплекса это вряд ли скажется, — считает Дмитрий Петрачков. — Но если там появится своя ремонтная база, думаю, сотрудничество состоится. Как с аэропортом Внуково — мы в течение многих лет поставляли остекление для ТУ-­154. Самолет хоть и далеко не новый, но он и сейчас эксплуатируется. Так что работа для нас находится».

Для испытания прочности остекления кабины машиниста локомотива другие стандарты. Моделируется попадание камня, ведь именно такое небезопасное «развлечение» все чаще выбирают для себя подростки. Или бутылки весом полкило и объемом 0,7 литра — как от любимого асоциальными личностями дешевого портвейна. Швыряние в окна электричек таких предметов в последние годы стало настоящей проблемой — страдают и пассажиры поездов, и, что самое опасное, машинисты. «В принципе, разбить можно любое стекло, — объясняет Дмитрий Петрачков. — Вопрос в характере повреждений. Наша цель — не допустить сквозного пробоя и попадания инородного предмета в кабину. Стекла нашего производства выдерживают удар предмета, летящего с двойной конструкционной скоростью (лобовое), а боковые — 100 км/ч. Они состоят из нескольких закаленных стекол, склеенных между собой полимерными материалами, что обеспечивает повышенную прочность».

Дмитрий Петрачков пришел в ОНПП «Технология» сразу после окончания аспирантуры ИАТЭ одиннадцать лет назад. За эти годы прошел путь от инженера до начальника цеха. Стал лауреатом Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники, автором семи изобретений, на которые получено решение о выдаче патента.

Желания «искать счастья» в Москве у него никогда не возникало. «В «Технологии» есть сочетание двух важных для меня условий, — объясняет Дмитрий. — Предприятие обладает научной базой и производственными площадками. То есть, говоря проще, есть над чем подумать и есть где реализовать свои идеи. Меня привлекает возможность увидеть результаты своего труда — не просто опытный образец, а продукцию, внедренную в серийное производство. Немногие предприятия, даже столичные, могут похвастаться таким балансом».

А что Вы думаете по этому поводу?