Музыка, которая нас выбирает

27.03.2014

Финалист телепроекта «Фактор «А» и солист проекта «Новые голоса» Александр Балыков не собирался становиться популярным певцом.

Он не любил ходить в музыкальную школу, окончил технический вуз и даже профессионально занимался конькобежным спортом. Однако жизнь поставила певца на его подлинное место — на сцену.

Проект «Новые голоса» уже успел завоевать устойчивое международное признание. Между тем, занятость солистов в этом супер-­проекте отнюдь не мешает им заниматься сольным творчеством. Во всяком случае, они находят для этого время. К слову сказать, свой первый сольный альбом Александр Балыков записал еще задолго до «Новых голосов» — в 2006 году. На этом альбоме он выступил не только как певец, но и как композитор. К настоящему же времени авторского материала у певца накопилось столько, что его хватит на полноценный сольный концерт.

По академическому вокальному ранжиру голос Александра Балыкова проходит как бас-­баритон. То есть, это редко встречающийся вокальный диапазон на отечественной эстраде, которую, как известно, заполонили теноры. Иными словами, это мужской голос. Что касательно умения владеть этим голосом, то исполнителю партий Понтия Пилата в опере «Мастер и Маргарита» и Ромео в рок­-опере L.O.V.E. одинаково доступна как сложнейшая эстрадная лирика с шестью бемолями, так и каноническая классика, на которой «ломаются» даже опытные эстрадники.

Предваряя свое выступление на сцене обнинского ГДК, которое состоится 30 марта, Александр Балыков любезно согласился ответить на несколько вопросов касательно искусства «вообще» и предстоящего концерта в частности.

Корр. Саша, наверное, было в вашей жизни яркое музыкальное событие, определившее ваш путь в искусстве?

Александр Балыков выступит с концертом, который на 90% состоит из авторских песен

Александр Балыков выступит с концертом, который на 90% состоит из авторских песен

Балыков. Такого события не было. В детстве по воле родителей я ходил в музыкальную школу, и она сделала все, чтобы отвратить меня от музыки. К тому же я серьезно занимался конькобежным спортом и меня спортсмены-­ровесники дразнили Моцартом, что было крайне обидно (смеется). Вуз я окончил тоже не музыкальный, а технический — Алтайский госуниверситет по специальности инженер­-механик. Однако все началось именно в университете. Меня уговорили спеть на одном из студенческих конкурсов, затем я три года пел в церковном хоре, а потом даже был солистом хора милиции — все это в конечном итоге помогло мне начать выстраивать собственную певческую карьеру.

Корр. Есть ли у вас творческие ориентиры в виде кумиров?

Балыков. Мне более интересны не эстрадные певцы как таковые, а артисты музыкального театра, мюзик­-холла — они не просто поют песни, а делают из песни настоящий драматический спектакль. В этом плане меня восхищают солисты мюзикла «Нотр Дам де Пари» Гару и Брюно Пельтье.

Корр. В чем, на ваш взгляд, беда российской эстрады и как с этой бедой бороться?

Балыков. Беда российской эстрады началась не сегодня. Еще в 90-­е годы определенная группа людей захватила руководство отечественным шоу­-бизнесом, и с тех пор ничего не меняется. По сути, это тусовка, которая чужаков к себе не пускает. А если даже появляется в ней талантливая звезда, то ее используют, высасывают из нее все соки, а затем выбрасывают. Именно поэтому мы из года в год слышим и видим одних и тех же людей, которые поют, как многим кажется, одни и те же песни. Но главное даже не в этом. Практически ни один из артистов этой тусовки не способен в одиночку собрать полный зрительный зал. Их популярность — только видимость. Выручают либо сборные концерты, либо выступления на корпоративных вечерах, куда их навязывают ушлые агенты. В то же время есть множество талантливейших артистов, собирающих залы и даже стадионы, но не вписывающихся в попсовый формат — они в России известны меньше, нежели за рубежом. Возьмите хотя бы замечательного гитариста Дидюлю. Тиражи продаж его пластинок бьют все мыслимые рекорды, однако его самого в тусовке попросту ненавидят.

Корр. Есть за что?

Балыков. За талант и самостоятельность. За то, что сам себе продюсер, сам себе композитор и ни в каком «высоком» покровительстве не нуждается. У меня была возможность сравнить российских продюсеров с их американскими коллегами во время поездки в США в рамках проекта «Новые теноры». Американцы уважают артиста, считая его не только творческой личностью, но и полноправным партнером. Наши же продюсеры ведут себя, как Карабас­-Барабас в своем кукольном театре — дескать, до меня ты был никем, пустым местом, и только благодаря мне ты стал человеком.

Корр. А как бороться с этим?

Балыков. Бороться не нужно. Вот, например, Юрий Шевчук боролся-­боролся с Филиппом Киркоровым, а теперь на знаменитого рокера просто неловко смотреть. Все само сойдет, как снег. Ситуация уже на переломе — зрителям надоело из года в год слушать весь этот бесконечный шансон, чаша зрительского терпения вот­-вот переполнится.

Корр. Кстати, о зрителях. Что вы будете петь на сцене ГДК?

Балыков. Почти на 90% программа концерта состоит из моих авторских песен — будет много премьер новых песен, которых обнинцы еще не слышали. Будет премьера видеоклипа «Летаю», сделанного в Киеве. Будет яркое видео­-шоу. И, конечно же, будет живой звук.

А что Вы думаете по этому поводу?