Слияния и поглощения

19.03.2014

Какова ситуация в обнинском техникуме после недавних реформ?

Прошло три месяца после того, как в результате очередных реформ, три совершенно не похожие друг на друга средние технические учебные заведения слили в одно. Теперь будущие кулинары, официантки, программисты, автослесари и просто слесари, маляры и плотники объединены Обнинским колледжем технологий и услуг (бывшее ПТУ­-26). Вроде бы принципиальных изменений для учащихся не произошло — как учились, так и учатся (на фотографии на первой полосе — будущие кондитеры). И слесари с поварихами почти не пересекаются, разве что на торжественных мероприятиях, посвященных государственным праздникам. Но под это объединение заложена «мина». Она может «взорваться», а может — и нет. Вспомним, несколько лет назад в городе объединили из благих намерений ФТШ и школу № 10, но вместе они просуществовали недолго — их мезальянс был признан ошибочным. Уж слишком разнился интеллектуальный уровень учеников, что не могло не вызвать конфликтов в подростковой среде. Да и два педагогических коллектива не очень­-то стремились стать одним целым. Ситуация в Колледже технологий и услуг, конечно, не зеркальная — везде есть свои особенности. Делать какие­-то выводы о том, что будет, еще рано, но сам процесс слияния безболезненным не получился.

Сама директор «Колледжа технологий и услуг» кандидат педагогических наук Наталья Колодяжная выступала против того, чтобы к ее учебному заведению присоединили Индустриальный техникум (бывшее ТУ­-11) и Профессиональный лицей­-19 (ПТУ №19). «Я считаю, что было бы логичным объединить в одно целое учебные заведения с техническими специальностями и не присоединять их к нашему колледжу, в котором преобладают сервисные специальности, — говорит Наталья Васильевна. — Но видимо, в областном министерстве свои взгляды».

Все работы хороши — выбирай на вкус!

Все работы хороши — выбирай на вкус!

Эти взгляды известны, и они находятся в общероссийском тренде. Во многих регионах средние технические учебные заведения присоединили к профильным вузам. А в Калужской области провели эксперимент по слиянию трех техникумов в один. Резон был такой: во­-первых, количество учащихся постоянно сокращается из­-за демографического спада конца 90­-х годов. В таких условиях содержать учебные заведения становилось все дороже и дороже. И действительно, зачем нужно «ПТУ», в которое почти никто не идет? Однако закрывать подобные «лицеи» не совсем правильно, потому что в будущем они могут пригодиться. Во­-вторых, слиянием решили добиться экономии за счет сокращения управленческого персонала и бухгалтерии. В результате, несколько сотрудников Индустриального техникума и ПЛ­-19 написали заявления об уходе. Но насколько это «собственное желание» было вынужденным, можно только догадываться. Официально же, под сокращение штатов попал только один человек.

Есть еще проблема. Как говорит, Наталья Колодяжная, штат преподавателей и мастеров в результате объединения увеличился почти втрое, а фонд заработной платы — менее чем в два раза. И отделение №1 (собственно колледж) стало донором для двух присоединенных отделений. Ведь чтобы удерживать зарплату на необходимом уровне, нужны собственные средства из внебюджетных источников, и если отделение №1 умеет их зарабатывать, то у двух других получается не очень.

Короче говоря, присоединенные отделения могут начать воспринимать как нахлебников, а это чревато возникновением конфликтной ситуации в педагогическом коллективе. Хотя здесь многое зависит от управленческого аппарата: «отстающих» можно и подтянуть.

Главные же плюсы объединения заключаются в новых возможностях. Например, в отделении №2 (ПЛ­-19) пустовали аудитории и мастерские — теперь их заняли ребята из переполненного отделения №1. У учащихся отделения №3 (Индустриальный техникум) не было своего спортзала — теперь у них полноценные занятия физкультурой проходят в зале другого отделения. Да и у руководителей структурных подразделений довольно широкая автономия: они сами руководят учебным процессом и принимают решения по оперативному управлению.

Все специальности, по которым осуществлялась подготовка, после объединения сохраняются. Возможно, в этом году добавятся две новых — строительство и эксплуатация зданий, документационное обеспечение управления. Всего планируется принять 420 человек.

А как обстоят дела в обнинском политехникуме, который после присоединения к ИАТЭ начало лихорадочно трясти? Судя по словам его директора Владимира Касабринова, ситуация полностью нормализовалась: после Нового года сотрудникам ощутимо прибавили зарплату. И план набора учащихся соответствует прошлому году: на 1­-м курсе будет открыто 89 бюджетных мест, всего на одно меньше, чем в 2013­-м.

Единственное среднее техническое учебное заведение Обнинска, которое в последнее время не реформировали — это Медицинское училище. Но ситуацию там удовлетворительной не назовешь. Если зарплату прибавили, и преподаватели стали получать 16­-18 тыс. руб., то есть проблемы с набором: в этом учебном году, например, не получилось сформировать группу лаборантов. В 2013 году встал вопрос о слиянии Медучилища с Областным медицинским колледжем. Но, как сказал директор училища Владимир Титов, процесс отложен на неопределенное время. Пока же учебное заведение будет существовать самостоятельно, и в этом году оно планирует набрать две группы медсестер и одну лаборантов.

А что Вы думаете по этому поводу?