Умные детали

18.02.2014

Изделия «Технологии» покорили не только время, но и пространство. Прорывные разработки обнинского предприятия обеспечивают решение стратегических задач нашей страны.
Успех «Технологии», входящий в состав холдинга «РТ-­Химкомпозит» Госкорпорации «Ростех», — в ее уникальности: вся работа, проводимая на предприятии, на 100% приближена к запросам экономики. Любое выпускаемое здесь изделие — результат научных исследований, доведенный до серийного образца. Но это не просто массовое производство, однажды запущенное в прошлом. Авиационная отрасль, идущая в нашей стране вперед мощными шагами, требует прорывных решений — выпускать уникальные компоненты и комплексы. Возьмем в качестве примера одну разработку — внедрение крупногабаритных силовых панелей. Это многокилограммовые и многометровые изделия, которые должны быть настолько изящными, что не допускается даже микроскопическая неточность. Ученые и конструкторы «Технологии» разрабатывают уникальную неметаллическую оснастку — это своего рода макет, основание для детали. Под каждый тип продукции она моделируется индивидуально, с заданными свойствами. На оснастку выкладывают заготовки препрега — композиционный материал­-полуфабрикат. Далее — «промазывают» специальной пропиткой, и вновь выкладывается «слой» препрега. Получается своего рода слоеный торт. Только очень сложной формы. Дело в том, что разные участки изделия будут испытывать различную нагрузку, соответственно, и толщина «торта» в разных местах меняется. Но при этом он должен в любой точке разреза до микрона соответствовать требованиям. Казалось бы, что тут особенного — сделать абсолютно ровный «пирог». Но когда речь идет о детали в несколько метров — возникает масса сложностей. Внутри не должно быть ни малейшей трещины с волосок, ни микроскопического пузырька. Поэтому когда изделие фактически на «старте», его буквально ставят на «просвет» — оно проходит процедуру неразрушающего контроля. И что важно — весь данный цикл «разработка — внедрение» — был впервые применен в оте­чественной практике именно на обнинском предприятии.
Однако, успехи «Технологии» во внедрении изделий из композитных материалов в авиастроении не ограничиваются исключительно силовыми панелями. Именно здесь — опять же впервые в

Скоро это изделие будет в космосе

Скоро это изделие будет в космосе

России — создано серийное производство композитных звукопоглощающих конструкций для силовых установок самолетов нового поколения. Конструкции полностью соответствуют самым жестким европейским стандартам качества. Разработанные панели предназначены для двигателей SaM­-146 отечественного самолета нового поколения SSJ­-100. А полученный опыт используется для подготовки к производству аналогичных агрегатов, которыми укомплектуют двигатели ПД-­14 — ими оснастят перспективный авиалайнер МС­-21.
Продукция для авиапромышленности — только одна (пусть и немаловажная) составляющая работы «Технологии». Визитной же карточкой предприятия являются изделия для самой инновационной отрасли — космической. Работа в этом секторе началась еще в 70­-х годах прошлого века с поставок композиционных материалов для советских космических аппаратов. Естественно, развивается это направление в интересах космоса и по сей день. Совместно с НПО им. С.А. Лавочкина в «Технологии» разработали пассивную систему терморегулирования (СТР). Если раньше срок жизни космических аппаратов исчислялся примерно пятью годами (из-­за жестких перепадов температуры выходили из строя приборы), то с новой системой терморегулирования срок службы увеличился до 12­-15 лет. В предыдущих поколениях спутников все приборы помещались в один контейнер, в оболочку которого закачивался теплоноситель. Но малейшая разгерметизация или попадание инородного тела — и теплоноситель «улетучивался», а приборы перегревались. Новая СТР представляет собой панели, внутрь которых встроены трубы с теплоносителем. Эта панель одновременно является и корпусом спутника, и площадкой для крепления приборов, под которыми как раз и проходят охлаждающие каналы. Произошло нагревание — теплоноситель вскипает и под давлением паров «уходит» по каналу в зону конденсации, а затем по капиллярам этой системы возвращается в виде жидкости к зоне нагрева под прибором. Так происходит регулирование температуры. При этом не нужны никакие двигатели, насосы — абсолютно пассивная система. Возвращаясь к уровню точности: панели изготовлены так, что точность установки прибора — 0,05 мм. Для сравнения: толщина человеческого волоса — 0,07 мм.
А несколько лет назад ОНПП «Технология» приняло участие в проекте по разработке каркасов солнечных батарей для космических аппаратов. И опять — принципиально новые конструкторские решения. В этой сфере обнинское предприятие работает с НПО им. С.А. Лавочкина и ОАО «Сатурн» (г. Краснодар) — это передовая компания в области фотоэлектронных преобразователей. Что дает альянс? НПО им. С.А. Лавочкина — новейшие идеи по системе раскрытия и зачековки солнечных батарей. «Сатурн» разработал электронную «начинку» весом всего лишь в килограмм на кв. м (у конкурентов речь идет о 1,6­-1,8 кг). А «Технология» смогла сделать каркас весом в 480 г на кв.м. То есть общая конструкция «обошлась» всего в полтора килограмма — а это технологический прорыв. Итог работы — 30% энергии солнца превращаются в электроэнергию при минимально возможной массе батареи. Никому в мире не удалось достичь аналогичных показателей.

А что Вы думаете по этому поводу?