Чем мерить образование
12.02.2014
Недавно в Обнинске подвели итоги работы школ за первое полугодие: были опубликованы официальные результаты и выводы. Тема эта вызвала большой интерес не только в педагогическом сообществе, но и у многих горожан, чьи дети и внуки посещают учебные заведения. Ведь ситуация в городе не безоблачная — в прошлом году Обнинск занял лишь пятое место в области по результатам ЕГЭ. Упал ли на самом деле уровень среднего образования в наукограде? На эту тему рассуждают директора обнинских школ.
За «Державу» обидно
«Когда увидел результаты мониторинга, был несколько удивлен: например, последние три года я обращал внимание, как качественно развивается лицей «Держава». А по официальным данным получалось, что это учебное заведение находится ниже среднего городского уровня по ряду показателей… На мой взгляд, не всегда результаты внутреннего мониторинга показывают реальную картину, сравнивать работу школ можно в том случае, когда используется единый подход в оценке знаний, с этой точки зрения более объективны результаты ЕГЭ и ГИА — по крайней мере, в рамках одного муниципального образования. И у «Державы» результаты ЕГЭ приличные.
Я считаю, что школы наукограда не должны находиться во второй половине рейтинговых списков по области, пропуская вперед даже образовательные учреждения сельских поселений. И это прямая обязанность именно администраций наших школ».
Директор обнинской гимназии, депутат городского Собрания Александр Сухарев
Линейкой не померить
«Я настороженно отношусь ко всякого рода сравнениям в педагогической сфере. Сравнительный анализ, представленный по результатам первого полугодия, вызывает вопросы. Ведь полученный мониторинг является результатом заложенных данных, а «условия «задачи» в каждой школе свои. Получается, что сопоставляется, насколько хорошо школа сама себя видит. Да и в принципе, оценка, которую ставит ученику учитель, очень субъективна. За одну и ту же работу один педагог поставит «четыре», а другой «три».
Можно ли сравнить сегодняшний уровень образования в Обнинске с семидесятыми годами прошлого века? Какими критериями при этом мы будем пользоваться? Любой опытный учитель скажет, что тогда ученики глубже знали предмет. Зато сейчас они гораздо эрудированнее.
На мой взгляд, есть гораздо более важная образовательная проблема, которой пока не уделяется необходимое внимание. Сейчас ввели новые образовательные стандарты. Задачи, которые они ставят перед школой, очень правильные: воспитать в ребенке умение самостоятельно мыслить, научить применять на практике полученные знания. Но эти задачи противоречат условиям жизни школ, а именно итоговой аттестации в виде ЕГЭ и ГИА. Учителя вынуждены в первую очередь натаскивать детей на сдачу экзамена. Иначе ребенок не сможет поступить в вуз. Опять-таки, стандарты поменялись, а школьные программы остались прежними. Ни содержание, ни количество часов не изменились. На творческие уроки остается минимальное количество времени, особенно в средней и старшей школе. Сейчас много говорят о новом учебнике истории. Но никто и речи не ведет, что нужны другие программы по математике, химии и прочим предметам.
Еще один очень негативный момент. Сейчас очень выросли требования к учителю — по оформлению различной документации. У преподавателя уходит масса времени на составление различной отчетности, а ведь эти часы можно было бы использовать с большей пользой для самого учителя и для его учеников».
Директор Обнинской Свободной школы Татьяна Мачула
Рано хоронить
«Сразу скажу, что уровень образования в области математики падает не только у нас, но и во всей стране. Об ухудшении ситуации говорил региональный министр образования еще на августовском педсовете…
Мы в нашей школе провели тщательный анализ ситуации с учителями математики. На специальном совещании мы обсуждали, соответствуют ли школьные программы характеру и требованиям единого государственного экзамена? Ответ был положительный. Пропасти между требованиями ЕГЭ и программами нет. Они позволяют подготовить учеников к итоговой аттестации даже без дополнительных занятий. Речь идет не только об уровне «В», но и «С». Хотя, конечно, подготовка к разделу «С» требует больших усилий.
Следующий фактор, который может повлиять на положительные результаты итоговой аттестации, — это достаточная мотивация к учебе выпускников. Самое главное, чтобы ребята находились в позитивной учебной среде. Ведь как бы ни был хорош преподаватель, если ребенок не желает получать знания, толку не будет. В Обнинске с мотивацией детей все в порядке: подавляющее большинство выпускников по-прежнему нацелены на поступление в высшие учебные заведения. Многие ребята занимаются дополнительно — как с репетиторами, так и в городской системе центра дополнительного образования «Афалина». В сентябре математические классы в «Афалине» бывают переполнены. К сожалению, во втором полугодии ряды учеников редеют: некоторые ученики не выдерживают нагрузки…
Однако есть негативные факторы общего характера: в целом мы наблюдаем понижение интереса к точным наукам. Инженерные профессии сейчас не популярны среди выпускников, хотя и весьма востребованы при устройстве на работу…
Что еще дает снижение баллов ЕГЭ? Сейчас у ребят есть доступ к огромному количеству решебников. Зачем самому искать решение задачи? Проще найти его в Интернете. Ученик теряет способность пройти по логической цепочке решения задачи. Ребята не умеют производить математические действия в уме — компьютер парализует их работоспособность. Да и сам тестовый характер ЕГЭ провоцирует на натаскивание ученика на поиск правильного ответа из нескольких предложенных. Очевидно, со временем форма итогового экзамена поменяется.
Что же касается пресловутого пятого места — нельзя делать «катастрофических» выводов по результатам одного года. Посмотрим, что покажет этот год».
Директор 11-й школы Анатолий Гераскин
А что Вы думаете по этому поводу?