ГМО — да или нет?

12.02.2014

Официальных данных, будут ли в Калужской области применять ГМО, до сих пор нет.

14 регионов России официально объявили себя зонами, свободными от ГМО — это ответ на утверждение Государственной думой законопроекта, по которому уже с июля этого года в России разрешается выращивать ГМО.

Отношение к «генно­-модифицированным организмам» очень не однозначное. Кто-­то считает, что в Калужской области, которая относится к зоне рискованного земледелия, их применение позволит в разы поднять урожайность, а также отказаться от пестицидов, что сделает аграрный комплекс более рентабельным. Ведь, по данным статистики, в 2013 году убыточные хозяйства получили из бюджета 120 млрд рублей субсидий… Другие, напротив, считают ГМО последним гвоздем в крышке гроба отечественного земледелия. На днях вице-­премьер Аркадий Дворкович высказался достаточно категорично: «Я поддерживаю запрет посевов, выращивания продукции с использованием ГМО». Против ГМО выступает, например, и губернатор Ростовской области Василий Голубев: «Мы считаем, что необходимо принять меры по запрету ввоза продовольствия, сельхозсырья и семенного материала с ГМО». Голубев говорит о том, что наплыв продукции ГМО разрушит отечественное сельское хозяйство.

Заброшенные фермы в Ильинском — сельское хозяйство в зоне рискованного земледения

Заброшенные фермы в Ильинском — сельское хозяйство в зоне рискованного земледения

А каково мнение нашего областного министра сельского хозяйства Леонида Громова? Традиционно Калужский регион считался сельскохозяйственным. Да, и сейчас развитию агропромышленного комплекса у нас уделяют серьезное внимание. Так, Леонид Громов сообщил, что областной бюджет планирует вложить не менее одного миллиарда рублей в программы «100 роботизированных ферм». Официальные лица заявляют: планируется создать благоприятные условия для модернизации животноводства и увеличения конкурентоспособности отрасли. Государственная поддержка должна помочь фермерам создавать современные хозяйства. Под программу готовятся и неплохие суммы: частным предпринимателям обещают кредиты на общую сумму не менее 1,5 миллиардов рублей, на 5 лет, под 5%, причем в выплатах будет участвовать и региональный бюджет. И, заметим, за рубежом существенная часть сектора ГМО относится именно к кормовой базе в животноводстве. Так будет ли Калужская область использовать ГМО, или она присоединится к четырнадцати ГМО­-free регионам? Официальное мнение, похоже, еще не сформулировано. Четкого ответа в министерстве получить не удалось. Удивляться нечему — сам премьер-­министр Дмитрий Медведев заявляет: «Тема ГМО очень сложная, потому что мы не имеем нормальной базы, на основе которой мы можем судить, что происходит в стране» Так что ожидать, что у нас в массовом порядке на современных фермах животных начнут кормить ГМО, смысла нет.

Мнение специалиста в области сельскохозяйственной метеорологии:

Заместитель директора по науке ФГБУ ВНИИСХМ, кандидат географических наук, Валерий Долгий-Трач:

Вопрос о ГМО следует рассматривать только как один из механизмов комплекса, который называется «культура земледелия». Вряд ли стоит рассчитывать, что есть некая золотая струна (например, использование ГМО), за которую стоит потянуть и моментально достичь небывалых результатов. Задача повышения урожайности сельскохозяйственных культур — а это один из главных аргументов «за» ГМО — имеет целый спектр агротехнических и агроэкологических направлений решения. Так, исследованиями ученых ВНИИСХМ установлено, что уровень использования ресурсов климата в большей части земледельческой зоны России не превышает
10-­15% его потенциальных возможностей. И только в отдельных регионах эта цифра возрастает до 25%. Для примера, в Великобритании агроклиматические ресурсы освоены на уровне 45%.

Возвращаясь к ГМО, следует понимать, что это огромный класс самых разных воздействий на генную структуру растения с целью приобретения им тех или иных «полезных» качеств. Полезность, а под ней, как правило, имеется в виду экономическая выгода — безусловно, важный фактор. Однако не следует забывать, что в живой природе случайностей не бывает, но зато имеется сверхсложная система причинно-­следственных связей. Воздействие на эту систему инструментами селекции и непосредственное вмешательство в генную структуру имеют несравнимо разную степень потенциальной угрозы. Выгода сегодня может обернуться глобальными проблемами завтра. Слово за наукой, и не столько в плане изучения «выгодности и безопасности» той или иной генной модификации растения, сколько в исследовании «побочных эффектов» таких воздействий. Пока же у нас достаточно менее радикальных инструментов повышения эффективности сельского хозяйства.

А что Вы думаете по этому поводу?