К доске!

28.08.2009


В Обнинске изобилие школьных программ — хороших и разных

До начала учебного года — всего ничего. Учителя уже вышли из летних отпусков, и сегодня они собрались в ГДК на «августовский педсовет» — городскую педагогическую конференцию. Школьники тоже готовятся к 1 сентября, и у прилавков, торгующих тетрадками и ручками, сейчас не протолкнуться — там «сезонное обострение». Самые большие именинники, разумеется, первачки — около тысячи ребятишек впервые перешагнут школьный порог. И им предстоит долгий, тернистый путь, наполненный открытиями и озарениями.

Так учат маленьких

Почти в каждой школе, где есть первые классы (исключение составляют только гимназия и ФТШ, где начинают учиться с более старшего возраста), малышей учат по нескольким образовательным программам. Названия у них красивые: «Школа России», «Школа-2100», «Школа XXI века», «Гармония», «Система Занкова», «Перспектива». Но, под какую бы программу ребенок ни попал, результат должен быть одинаковым.

«Каждая программа начального образования написана на основе общего образовательного стандарта, — поясняет начальник отдела Управления образования Надежда Новицкая. — По каждой программе учат одному и тому же, только разными методами». «Школа России» — это традиционная методическая система, база которой закладывалась еще в 30-е годы прошлого века. Она проверена временем, надежна и предсказуема, как рассвет. «Мама мыла раму» — это оттуда.

Но на рубеже столетий, когда расцвела инновационная педагогическая мысль, появились и другие программы начального образования. Самая популярная из них среди обнинских учителей — «Школа2100». Разработчики характеризуют ее как «систему, которая предлагает развивающее, личностно ориентированное образование для массовой школы». Например, в школе № 16 почти все начальные классы работают именно по ней.

«Программа создает условия для активной мыслительной деятельности, — характеризует модную методику директор школы Наталья Бачина. — Многие задания основаны на том, чтобы ребенок высказал свою точку зрения». Система Занкова также относится к развивающим. Ее особенность — в использовании одноразовых учебников — задания выполняются прямо в книжке. «Начальная школа XXI века» — программа, базирующаяся на принципах природосообразности, ее разработчики старались учесть потребности детей 7-10 лет, поэтому в обучении предлагается много игровых моментов.
А программа «Гармония» обще примиряющая. Она направлена на преодоление разрыва между традиционными и развивающими системами обучения. Что же лучше? Надежда Новицкая, к примеру, считает, что главное в начальной школе не только программа, но и учитель: «Хороший учитель добьется результата, работая по любой программе и методике. Поэтому советую родителям познакомиться не только с программами, но и с педагогом».

А что же выбирают сами учителя? На первом месте программа «Школа-2100» — по ней учатся 39,2 % младших школьников Обнинска, на втором месте — «Школа России» — 38,3 %, замыкает тройку лидеров система Занкова — 9,8 %. Остальные программы в сумме охватывают около 13 % учеников.

Так учат больших

В старшей школе картина более многообразная, но там и предметов больше, и учителей. По современным требованиям, обучение в выпускных классах должно быть обязательно профильным, то есть школьник просто обязан какую-то группу предметов изучать углубленно. В Обнинске это правило действует давно — за исключением школы № 4 — ранее там профилизации сопротивлялись сознательно, но теперь, как говорит директор Владимир Светлаков, «с 2010 года придется вводить».

Во всех остальных школах «углубленность» давно стала привычкой. Наиболее распространены физикоматематический, химико-биологический и гуманитарный профили. Но есть и «экзотические»: так, в школе № 7 есть спортивные классы, где «углубление» направлено в сторону волейбола.
В Лицее (шк. № 6) стали делать акцент на информатике, а в Техническом лицее (шк. № 8 ) на обучении рабочим профессиям — теперь это почти аналог советского ПТУ.

Часть обнинских школ является экспериментальными площадками. Школа № 1 гордится активным внедрением в образовательный процесс «цифровых образовательных ресурсов», попросту говоря — обучающих компьютерных программ. Лицей под патронажем Академии педагогических наук продолжает экспериментировать в области этического воспитания, а также там действует разветвленная система дополнительного образования — каждый ребенок обязан выбрать для себя сверхурочные занятия, включенные в расписание. В школе № 16 старшеклассникам предложат изучать работу обнинских предприятий. «Чтобы знать, как устроена взрослая жизнь», — объясняет Наталья Бачина.

Цыплят же, как известно, считают по осени. И если раньше школы мерились количеством медалистов и процентом успеваемости, то теперь появился достаточно объективный критерий — ЕГЭ. Лидеры среди муниципальных школ в 2009 году такие. По математике на 1-м месте гимназия, далее — ФТШ и школа № 4. По русскому языку гимназия опять лучше всех, второе место — школа № 4, третье — Лицей.

Назовем и аутсайдеров. Математику хуже всех сдал Технический лицей. Недалеко от него ушли школа № 5 и школа № 9. По русскому языку последнее место занял опять-таки Техлицей. Немногим лучше результат у школы № 10 и школы № 9. При этом не забудем, что в гимназии и ФТШ учатся дети, прошедшие по конкурсу, а в Техлицее те, кто, как правило, не ориентируется на получение высшего образования.

Алексей СОБАЧКИН

А что Вы думаете по этому поводу?