Новые улицы, часть 5

29.01.2014

«Царь, отец и воинский начальник» — так в полушутку, в полусерьез называли Иосифа Титовича Табулевича, человека, на котором держался Обнинск в 50­-е годы.

«Новая среда» продолжает серию публикаций о людях, в честь которых в Обнинске названы новые улицы. Самих улиц еще нет, а имена есть. О них и речь.
Иосиф Титович Табулевич в 50-­60­-е годы был заместителем директора ФЭИ (лаборатории «В») по общим вопросам и капитальному строительству. Он вовсе не ученый и никакого отношения к науке не имел. На нем было строительство и быт как института, так и всего города. За решением всех вопросов, не имеющих отношения к работе, шли тогда к Табулевичу — устроить ребенка в детский сад, улучшить жилищные условия, изменить график работы бани, отремонтировать дорогу — все решал Иосиф Титович.
Он был олицетворением Советской власти. Точнее, он и был ею — властью. Она же могла быть разной, зависело от того, в чьих руках находилась. Табулевич же был справедливый и добрый «царь», поэтому он оставил о себе хорошую память. «Если он сказал «да» — значит, «да», — вспоминают о нем старожилы, Иосиф Титович был человеком слова.
Табулевич приехал сюда в феврале 1952 года, ему было тогда 46 лет. Его пригласил на работу своим заместителем по хозяйственной работе его давний приятель, в ту пору начальник лаборатории «В» Петр Иванович Захаров. Они знали друг друга еще с 30­-х годов, вместе работали на Украине.

Иосиф Табулевич

Иосиф Табулевич

Табулевич до войны быстро поднимался по карьерной лестнице как хозяйственник. В 1939 году он стал заместителем народного комиссара (министра) коммунального хозяйства Украины, через год его назначили начальником управления трудовых резервов республики. Войну он встретил в этом качестве, и за хорошо организованную эвакуацию промышленных предприятий его наградили «Трудовым Красным Знаменем».
После освобождения Украины его повысили — он уже нарком коммунального хозяйства УССР. А в 1948 году его сняли с должности за то, что его подчиненные «допустили злоупотребления» при вывозе ценностей из Германии, проще говоря, проворовались. Следствие не обнаружило в этом личной корысти Табулевича, поэтому его не посадили. Но карьера пошла резко вниз.
И тогда его «подобрал» Захаров. Бытовые условия на «Объекте» (так тогда называли городок) были до его приезда не ахти. Одну историю красочно описал Олег Дмитриевич Казачковский в своих воспоминаниях. Баня тогда находилась в Нижнем парке и работала только по субботам. Дорога к ней была не освещена, и люди по осенней грязи шли туда почти на ощупь. Пришли — а баня закрыта. Поднялся ропот, недовольство дошло до московского начальства, а «на хозяйстве» был какой­-то офицер внутренних войск. Вместо того, чтобы извиниться перед людьми, он стал угрожать делом о «подстрекательстве против офицерского состава». И это на полном серьезе! Еле замяли…
Но с приездом Иосифа Титовича жизнь начала налаживаться. Он искренне считал, что специалисты должны жить в комфортных условиях. Начали строить тротуары, поначалу дощатые, спортивные площадки, открылся клуб. А баня? Это вообще святое — баня работала без перебоев.
Вот как написал о Табулевиче Казачковский: «Это был хороший, опытный организатор. Весьма инициативный и деятельный. По его инициативе и под его началом был создан поселок Мирный. Это он проложил дорогу к нему. А изящный висячий мост туда через овраг стал ему своеобразным памятником. Ныне, к сожалению, забыли то многое хорошее, что сделал для города Иосиф Титович. А я всегда, когда прохожу по тому мосту, его вспоминаю. Может быть, стоит так и назвать — мост Табулевича».
Главной же его профессиональной заботой являлось капитальное строительство. Он был непосредственным руководителем стройки Первой в мире АЭС, за что получил второй орден «Трудового Красного Знамени». Под его началом многое строилось и в городе, первый Генеральный план — его инициатива. Он же настаивал на том, чтобы жилье было качеством получше, и Обнинск стал одним из первых малых городов в стране, где появились 9­-этажные дома — на ул. Лейпунского.
Знаменитая база отдыха ФЭИ на Оке под Тарусой — тоже его заслуга. Как вспоминает ветеран ФЭИ Анатолий Белов, против землеотвода под базу отдыха возражал какой­-то московский рыболовный клуб. Тогда Иосиф Титович остроумно парировал: «Если вы прикормленную в Оке рыбу считаете своей, то помечайте ее, например, колокольчиками. Наши отдыхающие такую рыбу будут отпускать».
Табулевичу одному из первых было присвоено звание «Почетного гражданина Обнинска». Немного найдется таких людей, которые определили облик города. Иосиф Титович — один из них.

А что Вы думаете по этому поводу?