Не быстрый процесс

29.01.2014

Вчера директора обнинских школ обсудили итоги успеваемости учеников за первое полугодие.

В обнинских школах учится 11 012 ребят. Это 10% всех обнинских жителей. Понятно, что проблемы общего образования затрагивают практически все семьи. Всем хочется, чтобы ребенок учился в престижной школе и на одни пятерки. О картине, которая складывается в образовательном поле Обнинска, рассказывает начальник управления общего образования Татьяна Волнистова.

Волнистова.
Мы провели мониторинг начальной школы (1­-4 классы), основного общего образования (5­-9 классы) и среднего общего образования (10-­11 классы). Это было глубокое детальное изучение процесса образования в каждой школе, с целью увидеть реальный уровень обучения детей. Если сравнивать с первым полугодием прошлого года, показатели практически не изменились: незначительно снизилась успеваемость в 5­-9 классах, а в целом по городу стало больше учеников, которые учатся на 4 и 5. Двоечников у нас 640 человек. Средний показатель успеваемости по городу — 93,3 %. Средний показатель качества обученности по городу — 34,8 %.
Корр. Что такое «качество обученности»?
Волнистова. Это отношение учеников, чья успеваемость 4 и 5, к общему количеству учащихся.
Корр. Получается, что «качество обу­ченности» — это некая условная линия: ряд школ находится выше нее, а некоторые, к сожалению, ниже… Причем это как раз те школы, у которых и среди родителей низкий рейтинг, и не первый год — 1­-я, 5­-я, «Технический лицей», 9­-я, 10­-я… Да еще, как выясняется, «Держава» и 12-­я школа! И по средним показателям успеваемости отстают эти же школы, кроме пятой. С чем это связано?
Волнистова. Школы объективно находятся в «неравновесных» условиях. Причины бывают объективными , которые учебным заведениям сложно преодолеть. Например, территориальная закрепленность. 16-­я школа, например, находится в густонаселенном районе, желающих поступить в школу больше, чем она может принять… А 1­-я школа находится в районе, где детей мало, и нужно брать всех. Причем в этом районе проживают мигранты, и на школу легла серьезная нагрузка, связанная с учениками, приехавшими из ближнего зарубежья. Мы же должны учить всех детей, живущих в нашем городе. Но, если ребенок плохо знает русский, вряд ли он выдаст прекрасные результаты. И вряд ли такая ситуация позитивно скажется на тех детях, что учатся вместе с ним. Мы готовы «подтянуть» приезжих ребят по русскому, но их родители не горят энтузиазмом.
Или, например, такая проблема — в небольших школах не набираются выпускные классы. Учеников «на выходе» не хватает, и учебные заведения принимают всех, кто приходит. Тоже понятно, что «хороших» выпускников ни одна школа не отдаст. Получается замкнутый круг — негативная репутация школы отпугивает детей, мотивированных на учебу. А отсутствие таких учеников портит репутацию школы.
Корр. Однако в прошлом году, когда профильное министерство Калужской области провело свой мониторинг, выявилось, что Обнинск занимает всего 5 место по области по показателям ЕГЭ — и мэр города Александр Авдеев видит в этом очень негативный симптом – Обнинск по статусу должен быть первым. И при этих условиях 6 обнинских школ показывают результаты ниже среднего уровня по успеваемости — серьезная проблема.
Волнистова. Ситуация не безнадежна: получилось же у нас поднять ту же 7­-ю школу, хотя был момент, когда она даже аттестацию не смогла пройти. А сейчас она по показателям уже выше уровня «водораздела»… Мы постоянно «мониторим» школы, меняем методологию образовательного процесса, пересматриваем систему подготовки учителей. Идет большая работа. Наша главная задача — добиться, чтобы образовательное поле выровнялось. Чтобы родители могли отдать ребенка в любую школу города, и везде уровень образования был бы высокий. Но замечу, что процесс этот не быстрый.

А что Вы думаете по этому поводу?