“Я памятник себе воздвиг…”

12.08.2009

Памятники Обнинска до обидного скупо раскрывают его наукоградскую специфику.
Очень часто в газете «Новая среда» поднимается вопрос о сегодняшнем облике Обнинска, если хотите — духе места. И все авторы едины — тут не может быть мелочей. Но если посмотреть на внешний вид улиц — как часто мы натолкнемся на напоминание «Это город науки», как часто мы увидим истинно обнинские корни?

Взять, к примеру, только одну сторону архитектурного облика Обнинска — его памятники. Сколько их у нас и какие они? Давайте бегло осмотримся. Бюст Ленину у ДК ФЭИ — традиционный атрибут советских времен, который в Обнинске, слава Богу, не стали уничтожать. Недавно он, правда, подвергся надругательству — 19-летний гражданин, изрядно нагрузившись спиртным, нарисовал на нем свастику. Виновного вскоре поймали и приговорили к штрафу в… 500 рублей. (Впрочем, насколько серьезное воспитательное значение возымеет эта символическая кара, остается за скобками данной статьи.)

Мемориальная доска у Вечного Огня — это действительно обязательный и важнейший памятный знак в любом городе, и Обнинск, рядом с которым шли бои отнюдь не местного значения, не может быть исключением. А дальше — сугубо обнинская тематика. Бюст командиру первой атомной подлодки, Герою Советского Союза Леониду Осипенко и напротив — рубка лодки К-14, не так давно установленная в городе. Почему появились эти знаки, не вопрос: именно в Обнинске готовят подводников для всего атомного флота страны.

Еще один бюст — Александру Пушкину. Почему — ему? Известно, что тогдашний владелец Белкинской усадьбы Дмитрий Бутурлин был дружен со своим дальним родственником Сергеем Львовичем Пушкиным, отцом поэта, — и навещали друг друга семьями регулярно. Юный Саша любил проводить время в московском доме Бутурлиных — пропадал там часами. На лето Дмитрий Петрович с семьей уезжал в Белкино. Не исключено, что и Пушкины приезжали сюда погостить… Но говорить об этом со 100%-ной уверенностью ни один серьезный историк не будет. Так что исторические корни памятника здесь как-то не растут. Скорее — эмоциональные: «наше всё».

Есть памятник чернобыльцам (их в городе действительно было много, счет шел на тысячи), ветераны боевых действий тоже думают над тем, чтобы увековечить подвиг сограждан, что шли в бой в мирное, в общем-то, для страны время…

А вот «научных» памятников до обидного мало. Главный — Игорю Курчатову около ЦИПК. Дети, студенты, гости города любят залезать к нему на колени — и фотографироваться: ноги Игоря Васильевича отполированы до блеска… С натягом, но все-таки можно причислить к научным монументам ракету у ЦКБ — в ней, как-никак, видна мечта о покорении космоса. Ну, и в тему пойдут несколько мемориальных досок, например, легендарному генетику Николаю Тимофееву-Ресовскому.

Тем не менее, чужеземец, оглядев город, его улицы и памятники, вряд ли догадается, что здесь впервые был покорен мирный атом, что здесь успешно борются со страшным бичом человечества — раком, изобретают фантастические по свойствам материалы, и — главное! — что все эти достижения связаны с конкретными людьми, живущими и творящими в первом наукограде.

К слову, есть ли в городе какая-то стратегия, кому именно надо ставить памятники? Каковы критерии отбора кандидатур на увековечение? Проект каждого памятника проходит через обсуждение специальной комиссии, в случае положительного результата утверждается городским Собранием. И все. Достаточно, чтобы кто-то убедительно объяснил комиссии важность именно этого, а не иного монумента. «Принцип единый во всем, — уверена руководительница Управления культуры Ирина Фалеева, — создание памяти достойным людям. Например, афганцам хотят поставить памятник — почему бы и нет? Их подвиг не имеет цены».

А вот известный краевед Владимир Тарасов считает, что очень не хватает памятника семье Обнинских, или хотя бы отдельному представителю фамилии — «все-таки от нее произошло название города». Другие же люди, причем некоторые сплотились уже в инициативные группы, — полагают, что Обнинску нужны памятники деятелям искусства или исторические. Кто-то вспоминает Нину Степановну Антоненко: «Мемориальной доски явно недостаточно!». Кто-то вперед выводит Лейпунского: «Это наш, обнинский научный стержень».

И такой разброс мнений вкупе с нечетко выраженной городской символикой ярче всего говорит, пожалуй, об одном: наверное, пора Обнинску как-то определиться и в этом вопросе. Волжский городок Мышкин не спутаешь ни с одним другим — памятники мышке там всюду. Обнинск достоин не менее трепетного отношения к своей истории и к своим символам.

А что Вы думаете по этому поводу?