Яркие таланты

15.01.2014

Самыми лучшими школьными научными работами признаются самостоятельные исследования.

На прошлогодней всероссийской школьной конференции «Юность. Наука. Культура» произвело фурор выступление одного из старшеклассников из Соснового Бора, городка, где работает Ленинградская АЭС. Парень разработал измерительный прибор, который стали применять на станции. Но наши школьники тоже не лыком шиты. Они тоже смогли представить работы, основанные на собственных исследованиях, в основном, в области биологии и психологии.

Например, утверждение, что сотовые телефоны безопасны для здоровья, опровергла восьмиклассница Физико­-технической школы Катя Егорова. Она провела исследование динамики изменения физиологического состояния дафний в электромагнитном поле сотовых телефонов. Катя облучала в течение двух часов пятидневных речных рачков с помощью генератора электромагнитного поля, который работал на частоте мобильной связи. А затем три дня наблюдала за физиологическим состоянием дафний, фиксируя изменения приборами и видеосъемкой.

Гимназистка Елизавета Ирошникова знает о меде все

Гимназистка Елизавета Ирошникова знает о меде все

Оказалось, что в конце эксперимента у рачков в два раза замедлилось сердцебиение, пропал аппетит, помутнела окраска, утратилась двигательная активность. Короче, стали полуживые. Вывод однозначен — длительное излучение мобильного телефона опасно для живого организма, и человек не исключение.

В своей работе школьница привела шокирующие результаты исследований других ученых, которые ставили эксперименты уже не на слабеньких дафниях, а на людях-­добровольцах. И рекомендации такие — пользоваться мобильником можно, начиная с 16­-летнего возраста, говорить не более 3 минут, делая 15­-минутные перерывы. И по возможности использовать гарнитуру, чтобы не держать телефон у головы.

Еще одна интересная работа, имеющая практическое применение, выполнена старшеклассницей Гимназии Елизаветой Ирошниковой. Она лабораторными методами определила качество меда, продаваемого в магазинах и на рынках Обнинска.

Как рассказала Елизавета Ирошникова, она с начальной школы интересуется биологией, а тему работы ей подсказала учительница Галина Николаевна Верушкина. Исследования качества продукта проводились по шести параметрам. «Все, как положено по ГОСТу», — прокомментировала Лиза. Например, чтобы понять, есть ли в меде нежелательная примесь сахарной патоки, нужно в водный раствор меда немного накапать азотнокислого серебра. «Помутнение смеси и появление белого осадка свидетельствуют о присутствии в меде свекловичной патоки», — написано в работе Ирошниковой.

Выводы неутешительны — из отобранных для исследования образцов половина оказалась фальсифицированной. И «нарваться» на фальшивый мед можно не только на рынках, но и во вполне респектабельных магазинах Обнинска.

«Однако есть достаточно известные способы определения качества меда, — советует гимназистка. — Свежеоткачанный мед выливается из поднятой ложки непрерывной струйкой, образуя пласты, накладывающиеся один на другой. Натуральный мед через 1­-3 месяца после откачки кристаллизуется и со временем превращается в однородную твердую массу». Кстати, хороший мед может сохранять свои полезные свойства несколько сотен лет.

Еще одно интересное биологическое исследование провел ученик 11­-й школы, а ныне студент Петербургского университета Антон Ковалев. Его работа о разнообразии беспозвоночных в условиях длительного радионуклидного загрязнения на реке Вытебеть (Ульяновский район) была признана лучшей на экологической секции конференции. Антон три лета подряд сплавлялся на плоту в составе экологической экспедиции по этой речке и собрал богатейший материал. Как известно, ряд речных беспозвочных, таких, как различные моллюски, личинки стрекоз и комаров, достаточно остро реагируют даже на небольшое радионуклидное загрязнение, и Ковалев выявил несколько точек или «пятен», где беспозвоночных на реке Вытебеть меньше, чем в других местах водоема. Сейчас ему на кафедре гидробиологии предложили продолжить это исследование.

А что Вы думаете по этому поводу?