Его горячая планета

08.05.2008

«…..окончание Великой Отечественной войны и день Победы вылились во всенародный праздник для исстрадавшихся людей, понесших колоссальные потери. Победа сплотила, как никакая политическая акция, народы Советского Союза и придала мощный импульс для свершения очередных побед в ядерной и космической сферах».
Из книги В.П. Вареника «На Марс без возвращения»


mars.jpg«На Марс без возвращения» - так озаглавлена книга очерков и рассказов бывшего фронтовика на войне и сотрудника ФЭИ в мирной жизни Владимира Петровича Вареника. Обнинцы знакомы с именем Вареника по публикациям в местной прессе - о ней же, войне, и не только.

В общем, его творчество – это повествование и размышления о жизни на самом ее острие. Вероятно, и книга его названа так потому, что она не о тихих заводях и закоулках бытия. Его кругозор – вся Планета, его градус - горячая субстанция. И одновременно, что подкупает в этой книге, - минимум высоких слов (даже о самом высокой ) и максимум живой человеческой души. Будто его герои не приходят к нам из далекой дали десятилетий и пространств, а живут и дышат рядом.
Сам Владимир Вареник в 13 лет ушел волонтером на войну, а кончилась она для него на земле Третьего рейха. Многое и многих повидал он на своем боевом пути. И вот уже в наши дни присутствует на каком-то официальном мероприятии, посвященном ветеранам: «Всматриваюсь в лица сидящих вокруг людей, чувствую нутром – сидят добрые пожилые, уставшие люди… Сказать могу только одно – слаб человек духом и телом. Слаб и грешен. И одновременно он крепок и чист как агнец».
Основная часть книги и посвящена этим «грешным» и «чистым», «слабым» и «крепким», в итоге победившим не только врага, но и себя. Такая двузначность распространяется и на врагов. Вот как нетривиально размышляет о «фашистской нечисти» один из героев его очерков: «Свой личный счет я довел до 86 уничтоженных фашистов. А все ли они были фашистами? Будучи на войне, я уничтожил немало немцев. Это их судьба. Она была определена фюрером, не мною. Возможно, они не все исповедовали идеологию фашизма. Но они осуществляли ее на деле». Солдаты Великой Отечественной у Вареника – не просто орудие уничтожения врага, а люди, осмысливающие суть войны и свое место в ней. В повествовании вплетаются неординарные судьбы: 14-летняя партизанская связная из литовской деревни; обнинец – «юнга огненных рейсов», сигнальщик на судне, доставлявшем боеприпасы на фронт; также наши земляки – полевые хирурги, женщина и мужчина, ставшие потом в мирное время известными всему городу, можно сказать, светилами местной медицины. Восемнадцать портретов, восемнадцать судеб, накрепко спаянных с войной.
Главы из книги «Первая танковая» - исторические очерки. Но это вовсе не попытка объять столь масштабные военные события (чем, кстати, грешат многие мемуары), а локальные, можно сказать, индивидуально возделанные участки на необъятном поле войны. А иногда просто штрихи, как, например, в повествовании о битве на Курской дуге: «… Камбуров смотрит на своих батарейцев, пытается разглядеть их лица, но пороховая гарь размыла их черты. Видны лишь фигуры в непрерывном движении слаженной работы. А танки рядом… Последнее, что помнил Камбуров – резкая вспышка, и все исчезло…». Или в главе о варшавском восстании: «Кажется, звуки древней славянской свирели, перемежаемые пулеметными и автоматными очередями, плывут в воздухе. Матерь Божья! Помилуй этот гордый славянский народ!».
Завершают книгу В.П. Вареника рассказы. Это уже мирная жизнь, Обнинск, где живут и трудятся на благо своего города, города науки, и самое молодое поколение, и фронтовики. А потому в повествование о мирных буднях вкрапливаются воспоминания о войне. Она никогда не уходит и не уйдет из памяти потомков. Собственно, об этом – вся книга Владимира Петровича Вареника.
Джемма Тупикова

А что Вы думаете по этому поводу?