Свобода!

20.12.2013

В честь 20-­летия Конституции объявлена самая масштабная за последние годы амнистия.

Коснется она не только осужденных к реальному лишению свободы. Государство «прощает» и тех, кому назначили условное наказание, или людей, которые только обвиняются в совершении преступления, но приговора суда, вступившего в законную силу, еще не вынесено.

В основном амнистия «очистит перед законом» незащищенные слои населения: подростков до 18 лет, беременных или имеющих малолетнего ребенка женщин. Пожилых людей — женщин старше 55 и мужчин после 60. Инвалидов первой и второй групп. А также тех, кто имеет какие­-либо заслуги перед страной — например, принимавших участие в ликвидации аварии на ЧАЭС или боевых действиях.

При этом, как правило, речь идет о тех, кому назначено наказание не выше пяти лет лишения свободы. Конечно, это общая концепция, а в тексте постановления прописаны и различные тонкости, которые дают надежду и некоторым другим категориям осужденных. Например, молодым людям, осужденным на срок свыше 5 лет, но не перешагнувшим на момент преступления 18­-летний рубеж.

Первоначально планировалась еще более масштабная амнистия — около 200 тысяч по всей России. В окончательном варианте «чистоту перед законом» обретут 20­-30 тысяч человек.

Разумеется, амнистия имеет две стороны медали — для осужденных и их родственников это радость, а для потерпевших — новый повод для тревоги. После каждой амнистии законодателям и правоохранителям приходится сталкиваться с жалобами и негодованием тех, кто пострадал от преступников. Мол, мы потратили столько сил, чтобы добиться справедливости, а теперь он снова на свободе. И при этом получить возмещение материального и морального вреда потерпевшим весьма сложно, так что картина получается не радужная…

Наш читатель, житель Обнинска, рассказал свою историю. Однажды в электричке у него украли металлоискатель — он увлекается поиском старинных монет. Вора задержали, им оказался молодой человек, который уже был на условном сроке. И, таким образом, тот отправился в колонию. Материальный ущерб — а металлоискатель был не из дешевых — возмещать потерпевшему ни сам осужденный, ни его родственники не спешили.

Читатель уже попрощался с надеждой на компенсацию. Но приехал по делам в колонию в Товарково — у него там расположено производство. И встретил «своего» вора. Тот оторопел — как­-никак, потерпевший явился в обществе начальства колонии — и пообещал возместить ущерб. Слово свое сдержал: вскоре родственники полностью возместили стоимость металлоискателя. Но не все же имеют возможность прибегнуть к столь экзотическому способу «добывания компенсации»…

Для того, чтобы защитить права потерпевших, в Госдуму внесли законопроект, который уже прошел два чтения. В открытом обращении разработчиков проекта к Президенту РФ Владимиру Путину указано, что ст. 52 Конституции, гарантирующая доступ граждан к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, на практике не работает. Исправить это предлагают путем закрепления за потерпевшими права получить компенсацию за счет государства, для чего предусматривается создание специального фонда.

А кто из фигурантов «громких» обнинских дел может попасть под амнистию? Например, применима ли она к фигурантам «дела полицейских бухгалтеров»? «Их» статья — присвоение или растрата — входит в список статей, на которые амнистия не распространяется. Также не коснется она осужденных за совершение таких тяжких и особо тяжких преступлений, как изнасилование, убийство, распространение наркотиков. Таким образом, каких-­то резонансных «освобождений» ожидать не приходится.

А что Вы думаете по этому поводу?