Сто тысяч роз
11.12.2013
Почему не осуществилась главная мечта Нины Степановны Антоненко.
Никто и не спорит, кто был лучшим мэром Обнинска. Многие сходятся во мнении, что это Нина Степановна Антоненко. В те годы (1966 — 1982), когда она стояла у руля Обнинска, эта должность называлась «председатель исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся». Хотя была в городе должность и повыше — первый секретарь горкома партии, им был тогда Иван Васильевич Новиков. Человек крутого нрава, и зачастую беспардонный. Его боялись. А Нину Степановну — любили. Вклад обоих в развитие города велик. Но никому не приходит в голову назвать новую улицу именем Новикова, уж больно неоднозначна его фигура. А главная магистраль района Заовражье будет называться бульваром Антоненко. И все, кто ее помнят, ничего не имеют против.
«Ответственная, исполнительная, добрая, — вспоминает своего руководителя Валерий Дацкевич, который тогда был секретарем горисполкома. — Никогда не распекала подчиненных публично, зато хвалила при всех. Помню смешной эпизод. Перед каким-то праздником происходило собрание, и Нина Степановна поручила выступить на нем своему заместителю, не буду называть его фамилию. А человек перед этим хватанул и, похоже, хватанул с лишком, что заметно отразилось на начале его выступлении. Нина Степановна тут же стащила его с трибуны и устроила такой страшный нагоняй, что ему небо с овчинку показалось». Ну и поделом.
Свой рабочий день Нина Антоненко начинала, если по делам не уезжала в Москву, с обхода городских микрорайонов. Сама смотрела, где какой беспорядок. Люди старшего поколения сетуют, что нынешний Обнинск куда грязнее, чем 40 лет назад.
Чистота в городе — дело серьезное, но главная забота председателя горисполкома была о том, чтобы людям было, где жить, и чтобы жить им было хорошо. Квартирная очередь двигалась в Обнинске быстрее, чем в других городах — город рос потрясающими темпами. Когда Антоненко стала председателем горисполкома, заканчивалось строительство 27 мкр. (ул. Гурьянова). А когда она уходила, Обнинск находился в современных границах — город увеличился по площади и населению более чем вдвое!
Несомненно, в этом немалая заслуга Антоненко. Это она обивала пороги высоких московских кабинетов и завязывала дружеские отношения с министрами, чтобы добиться выхода правительственного постановления «О мерах по развитию городского хозяйства Обнинска». В результате режим наибольшего финансового благоприятствования действовал для города науки 17 лет — в бюджете страны Обнинск занимал отдельную строчку.Инфраструктурой, созданной тогда, живем до сих пор — городская котельная, водозаборы, очистные сооружения и т. д. — все это строилось или реконструировалось при Антоненко. Сравним с Калугой — там сейчас коммунальные аварии сплошь и рядом, мы же живем на запасе прочности, заложенном в 70-е годы.
А социальная инфраструктура? Шесть общеобразовательных школ, две музыкальные, художественная, Дворец культуры, ДК «Строитель», Дворец спорта, Оздоровительные бани… Многого Обнинску по существовавшим правилам не полагалось, уж слишком небольшой город, но Антоненко добивалась своего.
Про баню — отдельная песня. Нина Степановна решила, что это должно быть не просто «ух, ты!», а чтоб захватило дух. Новость, что в Обнинске соорудили не просто баню, а дворец, дошла до областного руководства. Приехал «хозяин области» Андрей Кандренков. И у него от гнева перехватило дыхание — его возмутила избыточная, по его мнению, роскошь: он лично приказал не наполнять водой маленькие бассейны в «номерах» — так и было, пока его не сняли в перестройку. Зато народ оценил — очередь за билетами занимали в 4 утра, жгли костры. Кассу брали с боем — в одни руки не больше четырех билетов!
Увы, у Нины Степановны получалось не все, что она хотела. Есть в Донецке самая красивая улица мира — бульвар Шевченко. Широченный стометровый бульвар величественной «сталинской» архитектуры и весь в розах. «Когда мы узнали об этом, вместе с Ниной Степановной поехали в шахтерскую столицу перенимать опыт разведения роз, — рассказывает Виктор Изгаршев, в ту пору начальник коммунального хозяйства. — И поставили себе задачу высадить в Обнинске сто тысяч роз. Поначалу разбили розовые клумбы у мэрии, на улицах Лейпунского, Победы. Но люди безжалостно срывали цветы. Несколько лет подряд мы пытались превратить Обнинск в розарий. Все наши усилия оказались тщетными». Сам Бог видит — вины Нины Степановны в этом нет никакой. Просто она переоценила жителей города.
Возможно, лет через десять бульвар Антоненко примет зримые черты. Интересно, если на нем в честь Нины Степановны высадят розы, какова будет их судьба?
А что Вы думаете по этому поводу?