Лицо Грузии
15.11.2013
Впервые в Обнинске 18 ноября на сцене Дома ученых даст концерт Нино Катамадзе.
Когда года три назад в Калуге появились афиши о предстоящем концерте Нино Катамадзе, в сердце закралась зависть к областному центру и подумалось: «Везет Калуге! В городе с населением свыше 300 тысяч можно смело организовывать концерт музыканта, не раскрученного телевидением — среди такого количества народа обязательно найдется 600-700 поклонников, которые знают артиста по записям на дисках и в Интернете, концертам, отзывам знакомых, в конце концов». В Обнинске народа живет втрое меньше, чем в Калуге — поэтому «закон 300 тысяч» можно смело применять к наукограду: у нас магазин эксклюзивных товаров запросто может разориться из-за узости рынка, а концерт непопсового исполнителя — сорваться из-за непроданных билетов.
Поэтому «Клуб живых» Марии Ивановской, который организует концерт Нино Катамадзе в Обнинске, сильно рискует. С одной стороны, есть желание не опускать планку и привозить в город неординарных исполнителей, а с другой стороны — все усилия, а их было приложено немало, могут пойти прахом.
Хотя не угадаешь. Несмотря на то, что Нино Катамадзе — фигура в России абсолютно немедийная, на фестивале «Дикая мята-2012», который традиционно проходит недалеко от Обнинска в «Этномире», она была хэдлайнером — завершала программу первого дня. Несмотря на отвратительную погоду, ее концерт собрал порядка 3 тысяч человек. Понятно, что в основном это были москвичи, но присутствовал же кто-то и из Обнинска. Да и в каком-нибудь интеллигентном кафе города порой услышишь из динамиков негромкий голос Катамадзе.
…Всему просвещенному миру известна фраза, сказанная безвестной бразильской девочкой в 60-е годы: «Англия — это страна, где правит королева и играют Rolling Stones». Перефразируя ее, о Грузии можно сказать, что это страна, в которой еще недавно правил Саакашвили и поет Катамадзе — это два самых узнаваемых современных бренда в мире, made in Georgia.Певица, без преувеличения, объездила весь цивилизованный мир, разве что еще в Экваториальной Африке не выступала и в Боливии. Она пела на крупных джазовых фестивалях в Европе и США, о ней написаны «километры» восторженных рецензий в солидных журналах. Однако чаще всего она выступает в странах, для которых грузинская культура почти родная — в Прибалтике, на Украине и, разумеется, в России.
Ее отношения с нашей страной после событий 2008 года не испортились. Она не говорила никаких громких слов в духе Вахтанга Кикабидзе о том, что «ноги моей больше здесь не будет». Тем не менее Катамадзе его не осуждает: «Это его выбор». Вспоминать ту войну она не любит — слишком глубокий неприятный след оставили события в ее душе. Любой грузин воспринял военный конфликт, как российскую агрессию, — и Катамадзе не исключение. При этом она старается не делать никаких политических заявлений, потому что ее музыка несет людям любовь. Как бы банально ни звучало, Катамадзе — посол мира.
Певицу трудно уместить в рамки какого-то музыкального стиля. Это джаз, фолк, соул? Обычно, когда встречается такое затруднение, говорят, что это world music. Как известно, к этому направлению принято относить исполнителей, чье творчество не укладывается в стилевые сетки, но несет в себе национальные элементы страны, родом из которой музыканты. Все творчество Катамадзе находится в рамках грузинской музыкальной традиции, но ее песни звучат в транскрипции, понятной любому человеку на земле. И вовсе не надо знать грузинский язык, чтобы понять, о чем она поет.
Кто ее видел на «Дикой мяте-2012», помнит, как живо она ведет себя на сцене. Катамадзе не обладает гламурной внешностью, зато она способна покорить своим обаянием любую по численности аудиторию. Это настоящая «грузинская мама» с бесконечно широким сердцем. Организаторы «Мяты» очень чутко прочувствовали этот момент — и когда Катамадзе начала петь, в ночное небо отправились сотни китайских фонариков — чтобы подчеркнуть ее доброту, нежность и любовь.
А что Вы думаете по этому поводу?