Человек-эпоха
15.11.2013
Город простился с академиком Анатолием Федоровичем Цыбом.
Он ушел из жизни 8 ноября, сердечный приступ. Но Обнинск не может с этим смириться — слишком большую роль академик играл в его жизни, слишком прочно врос в его судьбу — и прошлую, и будущую.
Человек-эпоха — говорят об академике Цыбе. И это не преувеличение. Говорят не потому, что более 30 лет руководил ведущим в стране медицинским научным центром, а потому, что ставил высокие, амбициозные задачи и добивался их решения. Вряд ли есть в городе равновеликая ему фигура. Его слово действовало, как закон. Даже если был в чем-то не прав, ослушаться Анатолия Федоровича никто бы из сотрудников МРНЦ не решился. Его мнение было определяющим не только на российском, но и на международном уровне.
Он многое впитал от своего учителя — первого директора института, академика Георгия Зедгенидзе. Как и Георгий Артемьевич, не погружался в малозначимые обстоятельства, а искал и находил магистральные направления на таком важном научно-практическом фронте, как «радиация и жизнь». Даже из самых, казалось бы, катастрофических ситуаций Анатолий Федорович выводил институт благодаря своей интуиции, мгновенной остроте восприятия, умению быстро собрать достоверную информацию и сделать правильный вывод. История навечно впечатает эти особые обстоятельства.
…1993-й год. Государство перестало финансировать МРНЦ. Полностью. Весь ресурс Цыб собрал в кулак, чтобы центр продержался хоть какое-то время. Дальновидный директор даже хранил «на черный день» в банке КИАБ 80 тысяч рублей. Тогда это были большие деньги. Но банк их не выдал. Его руководитель забаррикадировался в левом верхнем углу гостиницы ЦИПК. Ситуация выглядела безвариантной. Клинику закрывают. Пациентов выписывают. Двери опечатывают. Родственники больных выходят на остановку у института с плакатами «Не отнимайте у нас жизнь!». В отчаянии люди пишут в СМИ, Международный красный крест, Организацию объединенных наций.
Сегодня, вспоминая ту горькую пору, приходит осознание: неизвестно, как сложилась бы судьба МРНЦ, не окажись в тот критический час у руля Анатолий Федорович Цыб. Клиника снова наполнилась больными, рабочий ритм был восстановлен. После он скажет: «Больше такого не повторится. Даже, если не поступят федеральные деньги, мы справимся самостоятельно, своими силами». И не поверить ему было нельзя — никто не знает, что ему стоило открыть закрытую клинику.
У него не было более важной заботы, чем сохранить уникальное научно-исследовательское и лечебно-диагностическое учреждение, равного которому не было в стране. И именно огромный научный багаж института, который Анатолий Федорович сумел не только сберечь, но и нарастить, оказался спасительным, когда случилась уже другая большая беда — Чернобыль.
Решение директор принимает незамедлительно. Срочный мониторинг. И параллельно — комплекс диагностических и лечебных мероприятий. Сотрудники тогда в срочном порядке оказывали адресную медицинскую помощь населению, разрабатывали и применяли экстренные реабилитационные меры. Они в постоянном режиме ездили в районы, загрязненные радиацией, и вели мониторинг состояния здоровья их жителей, особенно детей, подтвердив в процессе работы свою безупречную профессиональную репутацию. МРНЦ «своим горбом» заработал право участия в международной программе Всемирной организации здравоохранения АЙФЕКА. Институт объявили организатором диспансеризации четырех пострадавших областей — Брянской, Тульской, Орловской, Калужской. И при всей своей многогранной деятельности Анатолий Федорович сумел добиться обновления корпусов, сделав евроремонт, возвести великолепное здание поликлиники, оснастить отделения современным оборудованием и взять курс на внедрение высоких технологий.
У Анатолия Федоровича всегда была тяга ко всему новому, что появлялось на научно-медицинском горизонте. И возможность приближения к новшествам он видел через призму науки. Именно МРНЦ дал ученым неоценимое богатство — фантастически огромный объем информации, собранной его сотрудниками на загрязненных территориях. Уникальный радиационно-эпидемиологический регистр будет вечно хранить данные на полмиллиона людей, отслеживая состояние здоровья последующих поколений.
К Медико-радиологическому научному центр и его руководителю академику Цыбу ученые мира всегда проявляли большой интерес. И не публичность, которая сопровождала его все 30 лет на посту директора, и даже не пирамида регалий и наград дали ему имя, а самое важное и неотложное дело — забота о здоровье людей. На любом уровне, на любой публичной площадке — научной, общественной, политической — он доказывал: нет ничего дороже здоровья человека в этом мире.
Стоит лишь добавить, что при всех своих высоких званиях и высокой должности Анатолий Федорович, как никто другой из руководителей, был человеком доступным, простым и отзывчивым.
А что Вы думаете по этому поводу?