Все посчитают

17.10.2013

На прошлой неделе в Обнинске управление общего образования начало проводить подробный мониторинг состояния дел в каждой школе. Предварительные выводы делаются уже сейчас.

Корр. Управление много раз говорило о том, что основная задача — “подтянуть” все школы до одинаково приемлемого уровня. Однако в этом году 1-­я школа показала очень низкий балл по ЕГЭ. Как вы намерены выправлять ситуацию?
Волнистова. Каждый директор сейчас разработал свою модель повышения качества образования в школе. Мне, например, показалась очень интересной модель 5-­й школы. Там предусмотрен самый широкий спектр действий: от выявления пробелов в знаниях и их ликвидации до повышения уровня преподавателей как путем учебы на курсах повышения квалификации, так и их самообразование. А вот в 1­-й школе слабовата система внутреннего контроля уровня знаний. Их модель мы попросили доработать. Учителям нужно настроиться на то, что сейчас преподавать предмет старыми, привычными им методами не получится. Каждую модель мы будет заслушивать всем директорским корпусом, будем учиться, как лучше решать ту или иную проблему.

Корр. Вероятно, не все от учителя зависит — можно ли требовать результата, если школьник, допустим, не знает русского языка? А ведь таких в наших школах довольно много.
Волнистова. Действительно, пять процентов школьников у нас —из семей мигрантов. То есть, если в школе всего 715 человек, то 38 — это дети из ближнего зарубежья. Понятно, что если ребенок знает русский язык, то все равно, откуда он приехал — мы сделаем все, чтобы он освоил российскую образовательную программу. Но как быть, если ребенок языка не знает и в семье на русском не говорят? Мы предлагаем разные выходы из ситуации, но сейчас говорить о видимом результате не можем. Нужен механизм, помогающий адаптироваться детям из семей мигрантов, и мы будем искать решение проблемы.
Есть еще один момент, который меня довольно сильно беспокоит: в Обнинске наблюдается рост количества местных детей, нуждающихся в обучении в коррекционных классах. И далеко не у всех проблемы именно со здоровьем — у нас только в 7-­й школе такой класс собран из детей со слабым зрением. Все остальные — это те дети, у которых наблюдается задержка в развитии. Сказывается масса факторов — экология, изменение питания, наследственность, изменение в системе ценностей родителей — люди не понимают, что всех денег, как говорится, не заработаешь, а ребенку нужно уделять время постоянно… Сейчас у нас в городе в каждой параллели есть класс для детей с задержкой развития. Мы их распределяем равномерно: по одному классу в школе. Преподавательские кадры для таких классов у нас обучены.

Корр. А как обстоят дела с обучением детей по новым образовательным стандартам?
Волнистова. Начальная школа у нас вся обучается по новым стандартам. Мы брали на себя обязательства 27% учеников из 5-­х и 6­-х классов перевести на новый стандарт, а реально получается, что у нас на них вышли более 30% средней школы. Это показательно: в нашем городе система образования модернизируется очень быстро.

Корр. Когда говорят о школах, всегда подчеркивают, что большие зарплаты возможны только при каторжных нагрузках.
Волнистова. Первые три школы, прошедшие мониторинг (5­я, 3­я и 1­я), показали, что средняя зарплата учителей варьируется от 34 до 42 тыс. рублей. При этом средняя нагрузка составляет 25­27 часов в неделю, — то есть вполне допустимая. Еще один показатель — зарплата молодых учителей. В нашем городе она колеблется от 27 до 35 тысяч. Такие суммы получаются благодаря специальным надбавкам для молодых специалистов, которые были предусмотрены положениями практически всех школ. Увеличились зарплаты социальных педагогов и педагогов­-психологов, которые всегда были ниже, чем в целом по школе. Сейчас это тоже вполне приемлемая сумма: от 22 до 28 тысяч. И впервые можно говорить о том, что стали нормально зарабатывать школьные библиотекари: зарплата варьируется от 16 до 34 тыс. Правда, библиотекарь, получающий самую высокую зарплату, кроме работы непосредственно в библиотеке ведет еще и внеурочную деятельность.

А что Вы думаете по этому поводу?