Атлант

25.09.2013

29 сентября в ДК ФЭИ выступит известный бард Александр Городницкий. По совместительству — доктор наук.
Последний раз Александр Моисеевич, которому в этом году исполнилось 80 лет, выступал в Обнинске в ноябре 1992 года. Воды с тех пор, как говорится, утекло немало. У Городницкого за это время появились новые песни, новые книги. Есть, что послушать и о чем поговорить. Накануне выступления великого барда мы взяли у него небольшое интервью.
Корр. Александр Моисеевич, есть ли у вас какие-­нибудь творческие или научные связи с Обнинском?
Городницкий. Сейчас нет, а раньше были. В те далекие времена, когда наука была еще в почете, я вместе с учеными ИЭМ участвовал в океанских экспедициях. И вообще, Обнинск как город науки мне близок, потому что по моей второй специальности — я профессор геофизики. И до сих пор занимаюсь изучением океана.
Корр. Геофизика — вторая специальность?
Городницкий. Нет-­нет, все-­таки первая (смеется), все правильно.
Корр. Тогда музыка для вас — любительская сфера или профессиональная?
Городницкий. Скорее, не музыка, а стихи. Хотя мелодии песен тоже мои. Но нотной грамоты я до сих пор не знаю. И вопрос профессиональности не ко мне, а к тем, кто читает мои стихи и слушает песни. Если же подходить формально, я член Союза писателей, международного ПЕН­-центра, лауреат Государственной премии по литературе. Все в порядке.
Корр. В основном, вас знают по песням, написанным в 60-­е годы. Прозвучит ли на концерте что-то новое?

Александр Городницкий

Александр Городницкий

Городницкий. Конечно, прозвучит. Несмотря на возраст, я пытаюсь что-­то писать. Лучше или хуже, не мне судить, а аудитории. Мне тем более будет интересно уважаемым жителям города представить новые песни и стихи. Возможно, и фрагменты нового фильма. Группа профессиональных документалистов сняла 34­-серийный фильм по книге моих воспоминаний, где написано не о себе, любимом, а об эпохе, в которой жил, и людях, с которыми довелось встречаться. Полностью фильм был показан только на белорусском телевидении. А кусочками — в Питере, немного, отрывками.
Корр. Вас называют легендой и основоположником жанра авторской песни.
Городницкий. По поводу легенды, наверное, говорить еще преждевременно. Я реальный человек пока еще. А что касается основоположников, их много, и я один из них. Все начинали примерно в одно время, но по­-разному. Моя особенность в том, что я, во-­первых, не играю на гитаре, а, во-­вторых, мои песни расходились по стране не в моем исполнении. Это и «Материк», и «Жена французского посла», и другие. Я начал писать на Крайнем Севере. Там не было никаких выступлений, а песни распространялись от костра к костру. И мои песни перегнали мои выступления где-­то лет на десять. И мне часто говорили: «Разве это ваше»? Были и неприятные моменты. Например, однажды на Крайнем Севере мои работяги, бывшие зеки, обещали со мной расправиться после того, как я сказал, что песня «На материк ушел последний караван» моя. Они якобы слышали ее в норильских лагерях еще в 1943 году, хотя я ее написал в 60­-м.
Корр. Как бы вы объяснили феноменальность авторской песни в 60­-70­-е годы?
Городницкий. После хрущевской оттепели начался зажим. Официальная эстрада перестала удовлетворять людей. В ней не было сокровенных мыслей и чувств. И народ пошел своим путем — взял гитару в руки и стал петь сам. В России авторская песня стала социальным явлением, появился даже термин — магнитофониздат. У нас, как ни в какой другой стране, песня имеет сакральное значение — люди в нее вкладывают душу.
Корр. Авторская песня сейчас переживает кризис. Так?
Городницкий. Я согласен. Кризис налицо. В годы моей юности авторская песня была литературным явлением.. А нынешние тексты имеют малое отношение к поэзии. Труба стала пониже, а дым пожиже. Но в любом случае в России жить без песни невозможно. Уйдет один жанр, ему на смену придет другой. Я на одном недавнем концерте получил записку: «По Вашему мнению, как будет развиваться авторская песня в период застоя, который уже начался?» Думаю, появится что­-то иное.
Корр. Под конец разговора не о музыке. Правда ли, что вы искали Атлантиду?
Городницкий. Правда. Не то, чтобы искал, но чуть было не нашел. При подводных погружениях в Северной Атлантике в трехстах милях от Гибралтара в 1984 году мы на вершине одной из подводных гор нашли довольно странные сооружения, напоминающие развалины города. Но до сих пор точно неизвестно, что мы обнаружили.

К публикации “Атлант”
комментариев: 3

  1. Оксана,
    Сентябрь 25, 2013 22:53

    Александр Моисеевич приезжает по приглашению и стараниями творческого объединения “ОАЗИС” (http://vk.com/oazisobninsk)

  2. Вадим,
    Сентябрь 27, 2013 13:40

    Корреспондент мог бы и не игнорировать информацию о приглашающей стороне. без ОАЗИСа, без его активных членов жители Обнинска не смогли б встретиться с этим Человеком.

  3. Вадим,
    Сентябрь 30, 2013 14:37

    концерт оставил сильнейшее впечатление!
    это событие! настоящее!

А что Вы думаете по этому поводу?