Одной гранью

18.09.2013

В недавно открытом ресторане «Лофт» организовали выставку известного московского фотографа Кирилла Овчинникова.

То, что случилось в Обнинске в пятницу, — это прорыв. Соединение ресторана и высокого искусства в нашем городе произошло впервые. Казалось бы¸ нонсенс — устраивать бар в залах Третьяковки, или Третьяковку в баре. Но главное, как известно, в деталях, точнее — в контексте.

Овчинников — разный фотограф. Снимает от ню до остросоциального репортажа. Если бы в «Лофте» появились его фотографии о буднях российской армии или последствиях наводнения в Крымске прошлым летом (за них он получил серьезную награду на международном конкурсе), возник бы диссонанс. Разве можно хорошо поесть, когда на тебя смотрит горе? Поэтому фотографии на стенах ресторана повесили вполне респектабельные, соответствующие месту, контексту. Недаром же владелец заведения, бывший вице-­мэр по экономике Сергей Носов восторгался на открытии выставки: «У меня ощущение, что эти фотографии здесь висели всегда, — они великолепно вписались в интерьер».

Кирилл Овчинников показал в Обнинске только одну грань своего таланта, представив на выставке, в основном, архитектурную съемку — красивые городские пейзажи, снятые за рубежом. Например, два больших полотна (именно, полотна — иначе и не скажешь) — площадь Сан­-Марко в Венеции. Удивительно — на этих снимках нет людей, а место же туристическое, оживленное. Зато ничто не отвлекает взгляда от геометрии архитектурных линий — красота в чистом виде и ничего более, кроме красоты.

Кирилл Овчинников

Кирилл Овчинников

Овчинников в прошлом художник, вполне даже успешный. Это сказывается. «Я привык мыслить категорией картины — законченного произведения в раме, — говорит мастер. — Фотография — это тоже картина в раме. Она должна быть красивой, пробуждать у зрителя образы и чувства».

Кирилл Овчинников подчас не стесняется делать свои работы смазанными, нерезкими. Наверное, для достижения большей выразительности и фокусировки взгляда зрителя на самых важных деталях. Вот огромная его работа — знаменитый архитектурный памятник «Ворота Африки» в Марокко. Известный обнинский фотограф, глядя на нее в упор, поначалу сердился — нерезкая же! Потом, сделав несколько шагов назад (большое видится на расстоянии), сказал прищурившись: «Где надо, там резкая».

Сам же Овчинников провел для собравшихся на открытии его выставки небольшую экскурсию. Был немногословен, поясняя только, где и когда произошла съемка: «Вот над баром висят две замечательные работы, сделанные в Мексике. На одной из них вы видите двух мужчин на фоне городского пейзажа, спокойно и молча глядящих друг на друга. Я назвал фотографию «Мужской разговор»… На столбах висят работы …(автор держал паузу, подбирая слова)… Один журнал попросил меня сделать фото на тему «Чувства». Я сделал (это о снимках обнаженной дамы средних лет)».

Овчинников, как и положено профессионалу самого высокого класса, снимает только на широкую пленку, а черно­-белые фотографии печатает старинным способом: проявитель — вода — закрепитель. По его глубокому убеждению, только химическая фотография может передать настроение и чувство, а в «цифре» нет вкуса, поэтому владельцы цифровых камер вынуждены пользоваться фотошопом, чтобы попытаться передать, в конце концов, то, что они хотели сказать.

Так что те, кто придет в ближайшие дни в «Лофт», имеют уникальную возможность увидеть фотографии мастера мирового уровня. И сравнить с ними свои фотки, ведь сейчас их делает почти каждый. Если выбор окажется в пользу Овчинникова, значит, есть, куда расти.

В ближайшую пятницу в «Лофте» состоится концерт начинающей певицы Treol, интервью которой было опубликовано в прошлом номере «Новой среды». Прозвучит музыка вовсе не ресторанного толка. Эти два события можно расценить как заявку на появление в Обнинске еще одного культурного центра. А как в дальнейшем будет сочетаться ресторан и высокое искусство, поживем — увидим.

А что Вы думаете по этому поводу?