Без репетитора никак

06.09.2013

Репетитор может понадобиться ребенку в любом возрасте, главное, чтоб родители понимали, когда и насколько он необходим. Если брать младшее звено, дети иногда не могут успеть за другими одноклассниками в силу, скажем, темперамента, характера, комплексов. А вот в старшем звене ученики часто очень нуждаются в репетиторе. Этому есть много объяснений: трудная программа, огромное число учебных часов - подросток не успевает уяснить все в классе, и ему необходима помощь. Или, напротив, на носу ЕГЭ, а педагог, скажем, заболел, и программа «провисает». А может быть и такое, что учитель сам плохо разбирается в тестовых заданиях, как говорится, у него «глаз замыливается». Учитель не замечает, какие темы остаются непонятыми, и таких проблемных вопросов накапливается много, ребенок просто нуждается в дополнительной работе, поддержке, правильном повторении. Есть еще один важный момент - репетитор помогает ребенку полностью раскрыть свои возможности, персонально работая, учит правильно говорить, мыслить, что помогает ему затем в учебе в вузе.
Общаясь со многими родителями, приходишь к выводу, что репетитор - это платный пожарный для ликвидации чужих ошибок. Репетитор нужен либо для углублённого изучения предмета, либо там, где учитель не справляется со своими обязанностями.
Конечно, родитель сам может попробовать выступить в качестве репетитора. Но тогда ему придется перелопатить кучу справочного материала по предмету, возможно даже заказать несколько рефератов. А если ребенку нужна помощь в успеваемости по нескольким предметам? Работать-то тоже надо. Вот и получается, что репетитор - единственный выход.
Читатель может спросить: как найти подходящего учителя, занимающегося репетиторством? Сегодня это достаточно просто. Самый надежный способ, конечно же, поспрашивать у друзей и знакомых. Если никто вам не сможет посоветовать педагога-профессионала, то тогда вы его легко отыщете во всемирной паутине. В Интернете сегодня можно обнаружить десятки сайтов с объявлениями о предоставлении услуг репетиторов для школьников и взрослых. Стоимость занятий у репетиторов по различным предметам варьируется, как правило, от 300 до 700 рублей в час. Если репетитор выезжает на дом к ученику, то стоимость одного часа может колебаться от 400 до 750 рублей. Согласитесь, далеко не каждому родителю по карману, чтобы его ребенок занимался с репетитором хотя бы один раз в неделю.

Родители нередко обращаются к репетиторам, уже начиная с младших классов (например, это часто наблюдается при изучении иностранного языка в ряде школ). Понятно, что оплата такого репетиторства слишком высокая и не каждая семья может себе это позволить. Самое печальное, что в школах, где поощряются дополнительные занятия (в том числе и с репетиторами), занятия строятся так, что на уроках уже не рассматриваются многие важные базовые вопросы. В итоге образование становится неполноценным, частичным. И, опять же, возникает вопрос, а зачем тогда вообще нужна школа, когда учитель не отвечает за полный образовательный процесс, а лишь требует, чтобы дети сами (или с помощью родителей, нанимающих репетиторов) усваивали определенные знания?

К сожалению, больше всего страдают от этого дети. К этому можно добавить, что во многих семьях, где родители сильно «раскошеливаются» на оплату услуг репетиторов, часто создается атмосфера нервозности. Детей ориентируют на то, что они непременно должны учиться только на «отлично» («Ведь мы столько за тебя платим!» — говорят родители своему ребенку). И тогда ребенок переживает не по поводу тех знаний и идей, к которым он должен бы приобщаться в школе, а по поводу формальной оценки.

По мнению психологов, одним из следствий такой ситуации является и то, что нередко учителя заведомо занижают оценки тем школьникам, чьи родителя «экономят» на дополнительных занятиях (или на репетиторах). Это своеобразная «отместка» за несговорчивость. И нередко это происходит даже тогда, когда ребенок, понимая, что его семья бедная (а таких большинство в России), все-таки старается учиться самостоятельно. И вместо того, чтобы дополнительно поощрить таких старательных школьников, стремящихся к самостоятельности, им постоянно намекают, что дополнительные занятия все-таки «нужны»…

Это в свою очередь порождает еще одну проблему — проблему нравственной и профессиональной деградации многих педагогов в современной российской школе. Для многих учителей сложившаяся ситуация является серьезным нравственным испытанием: кто-то его с честью выдерживает, а многие — нет. По статистике, больше всего судебных разбирательств по статье за вымогательство именно среди учителей (на втором месте — врачи).

Вне сомнений, репетиторство требует от преподавателя особых умений. Можно быть хорошим учителем, но при этом плохим репетитором. Проблема в том, что репетитор должен уметь быстро перестраиваться. Если учитель в классе ориентируется на среднего ученика, то в случае с репетитором все по-другому. Он должен уметь найти индивидуальный подход к каждому. Родители платят деньги и хотят видеть результат. Причем этот результат измеряется не абстрактными единицами, а вполне конкретными оценками в дневнике или в аттестате.

По мнению специалистов, репетитор не должен быть учителем. Известное шулерство школьных репетиторов состоит в том, что, к примеру, учительница математики договаривается с коллегой из этой же школы или даже другой школы о взаимном обмене учениками для репетиторства. И начинается якобы обучение. Чтобы родители были довольны, учителя понемножку завышают оценки ученикам, которым порекомендовали свою же коллегу в качестве репетитора. В итоге оценки растут, деньги тают, а знания не прибавляются. Вот почему настоящий репетитор должен быть человеком, не зависимым от школы.

Но тут может возникнуть другая проблема. Допустим, учительница по математике случайно узнает, что ее ученик занимается с репетитором по геометрии, и преднамеренно начинает занижать оценки, чтобы подпортить репутацию постороннему педагогу. Вот такая маленькая учительская хитрость. Поэтому совет родителям: держите в секрете занятия своего ребенка с репетитором. И постарайтесь ребенка убедить в том, что не надо в классе хвастаться этим. Иначе ребенок получит душевную травму: он старался, а результат стал еще хуже.

Ни для кого не секрет, что учителя часто вызывают родителей в школу. Вполне возможно, что вы услышите от учителя фразы типа «надо что-то делать», «ваш сын мог бы учиться лучше», «жалко, запустил учебу, а такой талантливый мальчик». Будьте начеку. Вполне возможно, что начался процесс вашей обработки. Ну зачем учителю регистрироваться где-то на сайтах, светиться перед налоговой, если вот он, контингент.

Что делать, если вы оказались в такой ситуации? Жаловаться бесполезно. Учитель все равно может найти причину, чтобы прижать вашего ребенка. Да и система оценок такова, что трудно понять, где четыре, а где пять. Во-первых, найдите независимого педагога, который реально сможет оценить знания вашего ребенка. Если окажется, что все в порядке, попробуйте объяснить учителю, что математика вас не волнует, потому как ваше дитя мечтает об инязе или физкультурном. Возможно, учитель отстанет от вас как от неперспективных, с его точки зрения. Но тут, возможно, придется нанимать репетитора, так как внимания вашему ребенку просто не будет. Одним словом, не теряйте бдительность, и главное, не наезжайте на своего ребенка, который все время учился отлично и вдруг начал приносить домой плохие оценки.

По материалам газеты “Весть”.

А что Вы думаете по этому поводу?