Этюдных дел мастер
04.09.2013
В скором времени в Малоярославце откроется выставка обнинского художника Василия Трушкина.
Василий Трушкин вместе с калужским художником Владимиром Арепьевым, бывшим авангардистом, а теперь реалистом до мозга костей, решили организовать в Малоярославецкой галерее выставку «Маленькие картины». Трушкин, кстати, всегда писал реалистично, и от своей манеры никогда не отступал.
«Много этюдов собралось, — объясняет название выставки Василий Михайлович. — Одних только северных работ у меня «миллион». Большие картины тоже пишутся, и в них есть потребность. Но маленькие я успеваю проработать, довести до должного композиционного, ритмического и колористического состояния. Короче, завершить. Да и продаются маленькие картины лучше».
Еще свои этюды Василий Трушкин называет «консервациями идеи», которые при необходимости без особых проблем можно развернуть в большой формат. И так уже не единожды происходило. Например, есть у него одна небольшая картина «Лучистая речка». Ценители искусства обнинского художника не раз заказывали ему авторский повтор этой работы, но в большом формате.
Известный обнинский мастер, хотя и «консервирует идеи», сам не закостенел в своем развитии, при этом его творческий стаж перевалил уже за третий десяток. Живописец Трушкин с недавних пор стал пробовать себя как график — взялся за карандаш и нарисовал им несколько десятков потрясающих пейзажей. При этом рисует так, что с первого взгляда и не догадаешься, что использован только карандаш — очень богатые по содержанию работы. «Графика может выразить детали наиболее полноценно. Лучше, чем живопись, — говорит Василий Трушкин. — А краски нужны для другого — передать звучание воздуха, колорит, пространство. Не случайно многие графики, нарисовавшись, обращаются к живописи, и наоборот. Я карандаш попробовал в походах по северным краям. Им вполне можно успеть сделать этюд за 30-40 минут. А живопись требует нескольких часов. Но это не минимализм — скудость колорита заменяется детализацией. Мои друзья меня хорошо знают и в походах ко мне относятся снисходительно. Если я вижу какой-то замечательный вид, который мне хочется написать, мне позволяют на час остановиться, и объявляется общий привал».Успех своих карандашных рисунков Василий Трушкин объясняет тем, что нужно уметь «мыслить материалом»: «Если раскрываешь материал, получается вещь. Мой учитель говорил: «Живопись у вас должна быть такой, чтобы я мог почувствовать запахи и звуки. И коли вы написали снег, я должен убедиться, что он хрустит, и что мне холодно, а если написали ручей, я должен слышать, как он журчит».
Восприятие картин — тема, конечно, субъективная. Кому-то и «Черный квадрат» — шедевр. А когда смотришь на картины Василия Трушкина, чувствуешь, что они живые, хотя в большинстве своем передают суровую, мрачную, почти безжизненную северную природу. И размер картины не имеет значения.
А что Вы думаете по этому поводу?