Виски - напиток для избранных
30.08.2013
Шотландский виски - один из самых великих напитков, созданных человеком. Только письменная история виски насчитывает более пяти веков - хотя на самом деле он гораздо старше, - и эта славная летопись вполне достойна тех песен, прозы и стихов, которые были сложен о виски за столетия. В виски, как ни в чем другом, заключены дух и суть шотландской культуры и национального характера. Виски сегодня не просто пользуется популярностью во всем мире - он переживает особый успех. Перед ним с легкостью открываются новые рынки - как, например, рынок российский, - и производители не теряют возможности призвать под знамена своих брендов новых поклонников. Однако число этих брендов откровенно велико, и выбрать среди них “правильный” напиток порой оказывается делом затруднительным. Что искать, что ценить в особенности и на что обращать внимание? И раз уж это такой до мозга костей шотландский напиток - то что посоветовал бы настоящий шотландец? А как быть с ирландским виски? Как понять, какой виски лучше шотландский или ирландский?
Немного истории тут не повредит. Большую часть своего существования виски был “односолодовым”, или “сингл-молтом”, то есть продуктом какой-то одной вискикурни, произведенным из ячменного солода, воды и дрожжей с помощью перегонного куба, pot still. Но продукт этот не получил особенного признания за пределами Шотландии, да, признаться, он и не был таким вкусным, как виски, который мы знаем сегодня.
Так было до середины ХIХ века, пока не был изобретен перегонный аппарат непрерывного действия. Он сделал возможным производство более легкого на вкус виски из пшеницы, кукурузы или ячменя. Виски нового стиля стал менее насыщенным по сравнению с традиционным, но он стал и менее дорогим. Теперь его можно было производить быстрее и в гораздо больших количествах.
Виски двух типов начали смешивать - или, другими словами, купажировать - такие люди, как Джон Дьюар и Джон Уокер. Да, те самые имена, которые нам сегодня известны по брендам-бестселлерам.
Так родилась категория “блендов”, или купажированных виски, сделанных путем филигранной селекции и купажирования зернового и солодового виски. Бленды оказались более приятными на вкус, доступными по цене и даже стабильными по уровню качества. Достаточный набор преимуществ, чтобы вскоре завоевать более чем 90-процентную долю продаж всего рынка виски.
Британская империя разрасталась, и этот рынок рос вместе с ней. Счастливым для производителей виски совпадением стало нашествие филлоксеры на французские виноградники в конце XIX века. Поставки коньяка, основного конкурента виски, были надолго прерваны.
Покупая Johnnie Walker Red, Black, Gold или даже Blue, вы приобретаете купажированный виски. То же относится и к Dewar’s, Chivas Regal, Famous Grouse, Cutty Sark и другим знаменитым маркам. Ядро их купажа составляют солодовые виски, придающие напитку богатство и глубину. В течение долгих лет названия этих солодовых виски были почти неизвестны, так как под “родными” этикетками они выпускались в мизерных объемах. Производители считали, что их вкус слишком особенный и мощный, чтобы понравиться “обычному” потребителю.
Ситуация начала меняться только тридцать лет назад. Компания William Grant and Sons начала продвижение своего синг-молта Glenfiddich, и, к удивлению всех, потребитель встретил продукт с готовностью. Как и положено пионеру, Glenfiddich занимает первое место по продажам солодовых виски в мире и предлагает своим потребителям целую гамму виски с разными сроками и стилями выдержки. Многие из тех, кто начинал дело продвижения сингл-молтов, сегодня по-прежнему в группе лидеров: Glenfiddich, The Macallan, The Glenlivet, Glenfarclas, Bruichladdich, Springbank, Arran… В некотором смысле можно сказать, что это и является гарантией качества продукта.
А что Вы думаете по этому поводу?