Два + два

28.08.2013

Нововведения думцев продолжают удивлять обнинцев.

Речь в данном случае идет о двух предложенных думцами законопроектах. Первый внес депутат от ЛДПР, кандидат в мэры Москвы Михаил Дегтярев, который уверен, что женщинам надо предоставить два ежемесячных оплачиваемых выходных в критические дни за счет работодателя. А второй предложил лидер Партии пенсионеров Игорь Зотов: он хочет, чтобы россияне отчисляли по 2% заработной платы для доплат к пенсиям своим родителям.

Эти новации всколыхнули и СМИ, и блогосферу. Быть может, все дело в том, что летом политическая жизнь стихает и новостей становится существенно меньше, чем обычно. А может, всему виной и в самом деле неоднозначность предложений думцев. Вопросов действительно очень много. Готова ли, к примеру, женщина демонстрировать всему свету, что у нее критические дни, предоставляя больничный работодателю? И не станут ли предприниматели противиться трудоустройству дам, которые помимо возможного ухода в декрет, по сути, получат за год полноценный 24­-дневный дополнительный отпуск?

Что до пенсионных доплат, то разве 2% спасут ситуацию с материальным положением стариков? К слову, по семейному кодексу дети и так обязаны помогать престарелым родителям и, понятное дело, двумя процентами от зарплаты тут не обойдешься. Хорошие дети будут заботиться о своих стариках без всякой дополнительной законодательной палки, а плохие — им как раз 2%-­ный закон на руку: налог заплатил, и все, взятки гладки, свой сыновний долг вроде как и отдал.

В Обнинске к инициативам думцев отнеслись с изрядной долей скепсиса. «Мне кажется, законопроект о дополнительных отпусках для женщин может, помимо всего прочего, оскорбить наших дам, — уверен депутат Законодательного Собрания Владимир Викулин. — Многие женщины настроены делать карьеру, они решают важные задачи в своих коллективах, а к ним насильно пытаются применить стандарт, который понижает их роль, ставит в какую­-то зависимость. Что касается доплат к пенсиям, то и тут прослеживается какой­-то нездоровый аспект. Забота детей о стариках — это прежде всего моральная категория, этическая, и попытка втиснуть ее в проценты от заработка, на мой взгляд, не что иное, как самопиар депутатов, который лично у меня вызывает недоумение. Мне акценты в работе власти вообще и Думы в частности видятся несколько по­-иному. Нужно не делить бесконечно социальные блага между различными группами, а создавать возможности для людей, и прежде всего молодежи, для карьерного роста, получения профессиональных навыков и глубоких знаний, для сохранения здоровья — словом, для того, чтобы, как говорится, человек мог нарастить себе максимально большой прибавочный продукт — тогда никаких дополнительных «костылей» от государства ему не понадобится».

А известный обнинский политолог Андрей Борисов считает, что новые проекты думцев — это всего лишь неврастеническая реакция на кризис традиционной семьи: «Социальные роли мужчины и женщины в современном обществе видоизменяются, патриархальные семейные ценности уступают свое место новым реалиям. И остановить этот процесс лобовой атакой, плодя скоропалительные нормативные документы, не получится — тут нужны гораздо более тонкие настройки. Хочу также заметить, что накануне выборов думцы предлагают законы, которые найдут понимание прежде всего у пенсионеров — то есть той части населения, которая и ходит к избирательным урнам. Иными словами, банально отрабатывается очень узкая предвыборная задача. И это, согласитесь, весьма показательно.

Чем же все-­таки должна заняться наша богоспасаемая Дума? В стране общий глубокий кризис всей правоохранительной и судебной системы, который демонстрирует неработоспособность государства по этим блокам. Именно в данной части — и с точки зрения законодательства, и с точки зрения реальных практик, например, парламентского контроля, — должна сосредоточить свои усилия Дума».

С недоумением относятся к думским инициативам и предприниматели, которые, по задумке парламентариев, должны оплачивать критические дни своих работниц и переводить за работников деньги их престарелым родителям: «Наша пенсионная система уже не раз доказала свою несостоятельность, и новый налог, по сути дела, растворится в огромной черной дыре пенсионного фонда, — убежден владелец сети магазинов «Букет» Олег Колесников. — Заботу о близких нельзя прописать законами. Если дети забывают о своих родителях, значит, их неправильно воспитали — это очень глубокая проблема, которую не решить зарплатным отчислением. Что до дополнительных выходных женщинам, то у нас в стране и без того огромное количество выходных, праздничных, отпускных дней. И я не удивлюсь, что новый закон, если он будет принят, станет дискриминационным для женщин — работодатели будут всячески уклоняться от приема их на работу, либо предлагать мужчинам на аналогичных должностях большую оплату: производство должно работать ритмично. Мне кажется, вместо хаотичных инициатив Дума должна озаботиться основами. На мой взгляд, у нас в обществе не создано главное, что может обеспечивать его устойчивое развитие, — нет уважения к собственности, нет охраняющих ее законов. В любой момент у предпринимателя могут отнять его бизнес, у фермера — его землю, если решат, что он ее не так обрабатывает. И примеры можно множить. Одним словом, сначала надо подумать о главном, а потом строить надстройку».

Собственно, эта мысль — Думе надо думать о главном, а этого не происходит, весь пар уходит в свисток — прослеживалась в каждом нашем разговоре с обнинцами — и в тех отрывках, что опубликованы, и в тех, что не вошли в статью. Но, похоже, в парламенте этого не слышат. Вот на днях предложен новый кодекс школьной чести — там пропишут, как должен быть одет учитель. Можно еще отрегулировать цвета фасадов зданий на центральных улицах российских городов. Или узаконить обязательную физзарядку на производстве. Простора для творчества много. Только есть ли в нем смысл?

А что Вы думаете по этому поводу?