Героические дни Севастополя

08.05.2008

«В те тревожные дни наступил судный час
Жизнь людей повязалась единой судьбою
Был получен суровый короткий приказ
Удержать Севастополь любою ценою»
Н.А. Корнеев

9 мая – это не только всенародный праздник – День Победы, но еще и День освобождения Севастополя. Ровно за год до Великой Победы, 9 мая 1944 года, советские войска после тяжелых кровопролитных боев штурмом овладели Севастополем. Это была заключительная страница второй севастопольской страды. Так что для Николая Андреевича Корнеева – участника обороны Севастополя, этот день – двойной праздник.
korneev.jpg«Севастополь в моем сознании и сердце был и остается особым судьбоносным городом, так как довелось быть свидетелем и участником открытия первых страниц второй севастопольской страды – 250 дневной героической обороны этого города», - говорит Николай Андреевич.

За участие в боях под Севастополем Н.А. Корнеев был награжден медалью «За Отвагу», которая была вручена ему через 11 лет после окончания войны. Награда нашла своего героя на Уральской селекционной станции, когда совершался другой подвиг советского народа – освоение целинных и залежных земель. Орден «Знак Почета» за успешное проведение агрономических работ на целине и боевая медаль были вручены практически одновременно. В дальнейшем, работая на Уральском радиоактивном следе под руководством выдающегося ученого академика В.М. Клечковского, и в качестве уже самостоятельного научного руководителя работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в аграрном секторе, Николаю Андреевичу не раз приходилось отвечать на вопрос: где было тяжелее и страшнее всего - на войне, на целине, или при ликвидации радиационных аварий?

«Самое тяжелое испытание в моей жизни – переход с Керченского рубежа в район Мекензиевых гор, где создалась угроза прорыва противника к Севастополю, - рассказывает Николай Андреевич. Тогда я был курсантом военно-морского училища в Севастополе, куда попал с самого начала Великой Отечественной войны.

В конце октября 1941 года немцы прорвали оборону наших двух армий на Перекопе и ворвались в Крым. Если уж на Перекопе не удержали оборону, то удержаться здесь было практически невозможно. 51-я армия под командованием генерала П.И. Батова стала отступать на Керчь, а Приморская армия под командованием И.Е. Петрова была оттеснена к Ялте. До этого Приморская армия обороняла Одессу. После того, как Одессу пришлось сдать, армия была переброшена на оборону Севастополя. Здесь армия стала отступать на Ялту, и западный берег реки Кача оказался неприкрытым. Немецкие мотомеханизированные колонны помчались прямо на Севастополь. Воодушевленный успехом, командующий немецкими войсками генерал Манштейн поспешил доложить Гитлеру, что Севастополь – крепость слабая, не продержится и трех дней. Но Севастополь продержался 250 дней.

Недалеко от Бахчисарая был сформирован курсантский батальон, и 29 октября был дан приказ студентам 1- 2 курсов занять рубеж обороны в четырех километрах юго-западнее Бахчисарая на высотах вдоль реки Кача, перекрыть железную и шоссейную дороги, идущие на Севастополь. В течение одной ночи нас туда перебросили – на собственных ногах. Всю ночь в пешем строю курсанты преодолевали 35-километровый путь. На своих плечах несли минометы, пулеметы, ящики с боеприпасами. Надо заметить, что бойцы были совсем молоденькими 18-19-летними ребятами, только-только закончившими десятилетку. Только одна рота состояла из более старших ребят – ленинградских студентов 3-4 курса. Мы их считали «старичками», потому что они уже брились, а мы еще нет», - вспоминает Николай Андреевич.
Им было приказано удержать немцев в течение трех дней до подхода регулярных частей Приморской армии, которая двигалась на Ялту через Байдарские ворота. Это оказалось нелегко. Армия втянулась в бои, и три дня ей оказалось недостаточно. Тем временем курсанты стойко держались на занятых позициях. Они не только отбивали непрерывные атаки противника, но и сами переходили в контратаки. «Вот они, мои курсанты…, - Николай Андреевич рассматривает пожелтевшую фотографию, - наша судьба была как у курсантов Подольского училища».

«Семь дней бессмертия» - так позже назовут подвиг курсантов, оборонявших Севастополь и державших оборону семь дней вместо предполагаемых трех. Особенно тяжело сложилась ситуация в ночь с 3 на 4 ноября, когда пришлось переходить с Каченского рубежа к Мекензиевым горам, чтобы не допустить прорыва противника в этом районе. Весь день перед отходом шли беспрерывные бои. В этот день героически погиб один из товарищей Николая Андреевича - Александр Мальцев. Он до последнего удерживал рубеж, когда все вокруг уже были убиты. Будучи тяжелораненым, Мальцев героически продолжал сражаться один на один с противником. Те решили взять его живым. Тогда Александр Мальцев взорвал себя гранатой и ценой своей жизни уничтожил окруживших его немцев.

Поредевшие ряды курсантов разрозненными частями вышли к Мекензиевым горам, где во взаимодействии с моряками Черноморского флота и Дунайской военной флотилии уже в составе 25 Чапаевской дивизии успешно сдерживали атаки врага, особенно во время ноябрьского и декабрьского штурмов Севастополя.

Потом Николай Андреевич был тяжело ранен в одном из боев, попал в госпиталь, чудом избежал ампутации. Но это – тема отдельного рассказа, как и множество других эпизодов из яркой, неординарной, насыщенной событиями жизни Николая Андреевича Корнеева.

Беседовала Ася Белова

А что Вы думаете по этому поводу?