Гордость Обнинска

24.07.2013

Пропуском на Олимп обнинской культуры служит почетное государственное звание.
Достижений в сфере культуры в Обнинске — тьма. Количество художников, актеров, музыкантов, поэтов на сто тысяч населения — не меньше, чем в Исландии. Город танцует и поет, ставит спектакли и даже снимает кино. Однако среди обилия обнинцев, занимающихся различными искусствами, есть три мастера, чьи художественные успехи особо отмечены государством — они награждены высокими званиями.

Владимир Шкарпетин, Заслуженный архитектор РСФСР (1980)

40­a мкр., интерьеры Дома ученых, органный зал ДК ФЭИ, новые жилые дома на Звездной — все это придумал Шкарпетин, самый знаменитый обнинский архитектор. Сейчас ему 78 лет, а он продолжает работать: «Я сейчас ничего не проектирую, но в мастерскую хожу — консультирую молодых перспективных архитекторов».
А начинал Владимир Георгиевич уже в далекие советские времена в отделе № 618 института энергетических технологий (ВНИИЭТ). За этим обычным названием скрывалась необычная проектная организация, объединившая молодые архитектурные таланты: им предстояло создать образцовый социалистический город — с широченными улицами, где много света, с зелеными бульварами, где много тени — все, что построено в советские годы от ул. Комарова до ул. Белкинской и Калужской, спроектировано в отделе № 618. Именно там придумали располагать дворы не квадратами, как это всегда делали, а ставить дома полузамкнутыми кольцевыми группами, и впервые это было реализовано в 40а мкр. Получалось большое дворовое пространство, в котором можно было дать волю архитектурной фантазии. Сначала Шкарпетин нарисовал в центре двора фигурный бассейн, а потом появилась мысль дополнить композицию кораблем и крепостью.
Когда это чудо в 1979 году появилось — народ толпами ходил любоваться на диковинку, и на том корабле выросло четыре поколения обнинцев.
«Мне очень жаль, что корабль демонтировали, — сокрушается архитектор. — Если бы за ним следили, он еще лет сто простоял бы». А в итоге Обнинск лишился одной из своих достопримечательностей. Городские власти намерены восстановить корабль, но, увы, не по шкарпетинскому проекту.
Больше всего из сделанного Владимиру Георгиевичу нравится органный зал ДК ФЭИ. Здание в начале 80-­х капитально ремонтировали, и о том, чтобы устроить там малый зал, поначалу никто не думал. « А когда вскрыли перекрытия, обнаружилось интересное пространство, — вспоминает Шкарпетин, — и скоро появилась идея, как его заполнить. На мой взгляд, получилось удачно — мне этот зал до сих пор греет душу».
Последняя работа Владимира Георгиевича — комплекс из четырех жилых домов на ул. Звездной. «Получилось тепло и человечно», — гордится Шкарпетин.
— Это ваша лебединая песня?
— Я бы не стал так говорить. Может быть, я еще что­-нибудь сделаю.

Александр Шубин, Заслуженный художник России (1996)

Александра Шубина вполне можно считать первым профессиональным художником Обнинска. Он, немного поработав в художественной школе, в 1977 году ушел на вольные хлеба — и с тех пор зарабатывает исключительно созданием произведений искусства.
Прославился двумя сериями работ, созданными в начале 90-­х годов, «Дорога к храму» и «Автомобильный век» — патриотичными и остросоциальными. К почетному званию его представила графическая секция Союза художников. «После известия об этом в калужской региональной организации начался ажиотаж, — рассказывает Александр Павлович. — Там уже 25 лет никто не получал Заслуженного художника». Были написаны представления, и почетного звания удостоили еще пятерых. Все были довольны.
«Я хорошо помню, какой пиджак надел и галстук, — вспоминает церемонию награждения художник. — Обычно я в свитере хожу».
Александр Шубин работает в очень редкой и очень трудоемкой технике офорта — гравюры на металле. Металлическую пластину сначала покрывают специальным лаком, потом различными инструментами процарапывают зеркальное изображение, после чего происходит травление кислотой, затем лак снимают, а штрихи на металле заполняют краской. Дальше по пластине прокатывают бумажный лист — и все, офорт готов. На создание одной большой работы у Шубина уходит около года.
Преподавательская деятельность не очень привлекает Александра Павловича, он всегда отказывался от подобных предложений. Но сейчас, озабоченный тем, что техника офорта уходит, рад бы был передать основы мастерства ученику.
«Присвоение звания, конечно, отразилось на моей жизни, — рассказывает Шубин. — И хотя в моем творчестве это событие мало что изменило, зато отношение товарищей по цеху стало более уважительным — я стал членом выставочных комитетов, комиссий. Да и самому надо было подтверждать звание, участвовать в выставках». Художник перешел на еще более сложную технику цветного офорта и в ней создал две серии «Русь» и «Планета». А в последние годы он работает над серией «Виды старинных городов» — это панорамы уездных и губернских столиц конца XIX — начала XX вв. Сделаны виды Калуги, Владимира (с двух разных ракурсов), Суздаля, Мурома, Юрьев-­Польского, Орла. В планах — Боровск и Малоярославец. За эту работу художник получил из рук Зураба Церетели диплом Академии художеств. Никто и никогда из калужских художников не удостаивался такой престижной награды.
О новых художественных замыслах Александр Павлович распространяться не стал. Одно сказал: «Новая серия будет в рамках главной темы моего творчества — изображения российской провинции. Меня неоднократно просили сделать офорты, посвященные Москве — я всегда отказываюсь. Это не мое».
А в его ближайших планах — организовать тематическую выставку «Земля калужская» и издать альбом с таким же названием, в который войдут гравюры с изображением Калуги, Боровска, Малоярославца, Оптиной пустыни и других мест региона.

Лидия Музалева, Заслуженный артист России (2008)

«Поменяло ли присвоение звания мою жизнь? Да, конечно, — говорит певица Лидия Музалева. — Знаете, этому больше всего обрадовались мои учителя музыкальной школы в селе Шушенское, откуда я родом. Мне позвонили оттуда, поздравили и сказали, что золотыми буквами написали: «Здесь училась Заслуженная артистка России…». Я была тронута, и согласилась приехать на родину с концертами. Выступала вместе с Красноярским оркестром народных инструментов — объездили почти весь край. В нашей стране это звание играет большую роль — оно поднимает тебя в глазах публики на новую высоту. А за границей оно не имеет абсолютно никакого значения. И когда я выступаю за рубежом, его никогда не объявляют — люди просто не поймут, что это такое».
География заграничных поездок Лидии Музалевой впечатляюща — шесть раз выступала в Париже, шесть раз — в городах Швейцарии, пела в Польше, Германии, Италии, Сербии, Словении, Индии. Почти каждый год бывает в Приднестровье, и эта непризнанная республика объявила ее своей Заслуженной артисткой тоже.
На вопрос, в какой стране больше понравилось, Лидия Михайловна отвечает: «В России. Когда я возвращаюсь домой и вижу знак на границе Калужской области, от радости сжимается сердце. Я очень люблю свой дом, свой город. Лучше всего себя я чувствую в Обнинске».
На счету Музалевой два сольных альбома. Первый, «Русские народные песни», записан с калужским ансамблем «Калинка», второй, «Музыка России», с Национальным академическим оркестром народных инструментов им. Осипова.
В прошедшем сезоне Лидия Михайловна познакомилась с ансамблем «Россия» имени Людмилы Зыкиной. И сейчас они вместе готовятся к записи третьего альбома «Любовь еще жива» — в него войдет несколько песен из репертуара прославленной певицы. «Не знаю, рискну ли я включать в альбом «Течет река Волга» и «Оренбургский пуховый платок», хотя меня и уговаривают, — говорит Лидия Музалева. — Лучше я исполню незаслуженно забытые песни, «Твои следы» Арно Бабаджаняна, например». Запись в студии произойдет в августе, а сам альбом появится, может быть, уже к новому году.
Всего в репертуаре Лидии Музалевой около 300 песен. Если она будет их исполнять подряд, концерт займет сутки.

А что Вы думаете по этому поводу?