Перевес
29.05.2013
Все хотят похудеть. Но не у всех получается. Насколько вредно расстройство из-за несброшенных килограммов?
Включишь телевизор — на любой кнопке попадешь на передачу: как готовить так, чтобы не потолстеть. Откроешь неважно какую газету — там на полосу, а то и две рассуждения о диетах, о том, кто, как и на чем похудел и что для этого делал. Прежде реклама была о жевачках, а теперь — про похудательные чаи и таблетки. Более того, если раньше эта тема традиционно считалась женской, то сейчас в нее практически безоговорочно включено мужское сообщество. Первые лица, в том числе и в Обнинске, считают хорошим тоном сбросить кило по 10 от своего прежнего норматива. В тренажерных залах мужики после тренажеров бегут на весы — сколько сбавил? В офисах работники-мужчины делятся с коллегами своими методиками потери килограммов. Такое впечатление, что нет у российского общества сейчас важнее проблемы, чем уменьшить размер талии.
Насколько эта паранойя овладела Обнинском, и паранойя ли это? По опросам общественного мнения, вопрос похудения возглавляет список тревог российских женщин, и наш город — не исключение. «Я постоянно думаю о своем весе, — признается Галина Л., вполне успешная женщина, маркетолог, мать двоих детей. При росте 160 см она весит 59 кг и считает это недопустимо огромной цифрой. — Дважды в день встаю на весы, и каждая прибавка в 200-300 грамм вызывает расстройство. Морю себя голодом, постоянно хочу есть, если честно, сидеть на йогуртах и вареных куриных грудках очень надоедает. Бывает, сорвусь, съем конфетку или кусочек шашлыка, а потом целый день чувствую себя виноватой».
Все это вроде так. Но как-то скучно вычеркивать еду из списка удовольствий, записав ее в «топливный» раздел. Ведь мы не только едим, но еще и общаемся, собираемся с семьей и друзьями за одним столом, радуемся. Однако, похоже, скоро каждый прием пищи будет сопряжен с возникновением чувства вины — дескать, опять съел лишнего, а ведь мог удержаться, ну где же моя сила воли? Не превратимся ли мы так в общество задепрессованных личностей?
«На самом деле еще три-четыре года назад количество людей, обращавшихся ко мне с анорексией или булимией, было гораздо больше, чем сейчас, — рассказывает обнинский психиатр Виктор Чудаков. — И это при том, что общее число пациентов выросло. Думаю, объяснить такой парадокс можно тем, что люди ответственней и внимательней стали относиться к своему здоровью, они заботятся о себе, стараются не запускать болезни. И их внимание к тому, что и сколько они едят, можно только приветствовать. Почти полвека назад, когда в Америке всерьез занялись страховой медициной, там шла массовая кампания по предупреждению заболеваний — это же всерьез отражалось потом на выплатах. И были люди, которые говорили, что американцы становятся нацией ипохондриков. Определенная доля истины в этом есть — в США жители вне всякой меры обеспокоены своим здоровьем. Но каков итог? Продолжительность жизни резко увеличилась. Так что лучше, что называется, перебдеть. И расстройство от результатов взвешивания не идет ни в какое сравнение с вредом от гипертонии, диабета, других болезней, сопряженных с лишним весом».
Так что врачи едины во мнении: всеобщее увлечение диетами — не паранойя. Это забота о здоровье. Переедать нельзя. Во всем надо быть умеренным. В том числе, однако, и в умеренности.
А что Вы думаете по этому поводу?