Немного о жанрах

19.05.2013

На начальном этапе развития игр жанров не существовало совсем. Только с появлением первых игровых критиков (чаще всего это были игровые журналы) начались попытки классификации. С того, давно прошедшего времени, многое изменилось. Теперь мы знаем как нам называть наиболее популярные жанры, знаем чем они отличаются друг от друга. Но полной и четко структурированной классификации жанров компьютерных игр нет до сих пор: по поводу многих игр существуют сомнения по их жанровой принадлежности (что такое «GTA»?); разные источники называют одни и те же жанры разными именами («3D-shooter», «3D-Action», «FPS», «TPS»); или все виды игры называют различными симуляторами («Action» – «симулятор солдата», «Strategy» – «симулятор полководца», «Командный экшн» - «тактический симулятор»). При этом многие из игровых критиков даже не могут внятно пояснить свою классификацию. Ведь компьютерные игры развивались спонтанно, сначала выпускались на дисках, а теперь они даже есть онлайн. К примеру, сайт newigroteka.ru предлагает множество интересных онлайн-игр.
Да, всё очень запутанно и неоднозначно, многие говорят что четкая классификация компьютерных игр в принципе невозможна. Придется с этим согласиться: компьютерные игры - произведения искусства, они не знают границ (в данном случае жанры выступают именно в роли границ), очень часто бывает, что игра содержит признаки почти всех жанров, и в таких пропорциях, что действительно непонятно, какой же жанр для неё основной. Это так. Но сами по себе жанры - структуры простые, и давно бы уже пора их систематизировать.
Всё гениальное – просто. А чтобы быть гением, нужно видеть закономерности там, где обычные люди видят лишь случайное стечение обстоятельств. Начинаем поиск закономерностей…
За основной критерий деления жанров берём действия, наиболее часто совершаемые в играх данного жанра, и ничего больше (положение камеры: вид из глаз, вид сзади, вид сверху, вид из кабины; движение времени: реальное время или пошаговый режим; количество игроков - не являются критериями для жанров, они лишь определяют способ подачи геймплея).
Невооруженным глазом видно, что большая часть игр на компьютере делится на три большие группы: ролевые, стрелялки, стратегии. Все игры внутри группы очень похожи между собой, но одновременно с этим имеются игры с различными отклонениями. Иногда отклонения небольшие, а иногда очень существенные. Такие, далеко отошедшие от эталонных (для группы) игр, становятся совсем не похожи на своих идейных предков, но при этом они всё равно находятся внутри группы. Значит сами группы игр намного шире чем их эталонные представители. Эталоны находятся на золотой середине, а игры с всё большими отклонениями – всё дальше от центра.
Методом проб и ошибок в каждой группе были найдены крайние границы. А когда найдены границы, группе проще дать правильное название, проще разделить на отдельные составные части. В итоге все жанры успешно расквалифицировались на три начальные большие группы, каждая большая группа распалась на пять равных элементов, лежащих в одной плоскости. Получилась красивая, идеально выстроенная таблица, состоящая из пятнадцати элементарных жанров. И что удивительно, по этой таблице легко можно классифицировать вообще любую игру, а не только компьютерную. Классифицируются и настольные, и дворовые, и телевизионные, и обучающие игры.

Автор D_ED_2

А что Вы думаете по этому поводу?