Быть ли Обнинску наукоградом?

27.03.2013

Правительство России решило использовать жесткие критерии для присвоения статуса наукограда — в научной сфере должно быть занято не менее 20% горожан. Ранее 15% было достаточным. Видимо, этот критерий взят не с потолка и имеет достаточно веские основания
Обнинск закладывался как научный центр, совмещающий в себе как фундаментальную, так и прикладную науки. Главные научные центры города, ФЭИ и ИМР, после их создания имели в своем составе как специалистов фундаментального, так и прикладного профилей. Кроме того, в Обнинске был создан ряд прикладных институтов для слежения за радиационной обстановкой в воздухе, на земле и воде.
Базовые институты города, ФЭИ и ИМР, были организованы их руководителями академиками Лейпунским и Зедгенидзе по хорошо оправдавшему себя в мировой науке образцу — совмещению экспериментальных разработок и внедренческих структур на их основе.
Готовилась и научная смена на будущее. Для процветания науки необходима аспирантура — она занимает три года, в течение которых аспирант осваивает методики исследования и их тонкости. Далее под руководством специалиста высокого класса, профессора или академика, шло накопление научного опыта и знаний. Зрелым ученым молодой человек становился спустя 7-10 лет после поступления в аспирантуру. Количество аспирантов в 1965 году в ФЭИ и ИМР было более двадцати в каждом из институтов. В это время в ФЭИ успешно работала научная школа академика АН УССР А.И. Лейпунского. В ИМР работала радиобиологическая школа академика иностранных (но не советской!) академий Н.В. Тимофеева-­Ресовского. Ему мы обязаны воспитанием нескольких научных лидеров России, которые окончили аспирантуру в его отделе. Это президент Академии медицинских наук, академик РАМН и РАН И.И. Дедов; академик РАН, директор Института молекулярной и клеточной биологии И.Ф. Жимулев; академик РАМН и член-­корреспондент РАН, директор Института экспериментальной кардиологии В.Н. Смирнов; академик РАМН, директор Института медицинской генетики Е.К. Гинтер; член-­корреспондент РАЕН, автор ряда учебников по иммунологии А.А. Ярилин.
Но все эти перспективные научные кадры в течение краткого времени исчезли из обнинских институтов. В чем причины? В событиях, происходивших в СССР в 70­е годы. А.Д. Сахарова отправили в ссылку в Горький, А.И. Солженицина заставили покинуть страну, Ж.А. Медведева посадили в психиатрическую больницу….
В Обнинск первым секретарем горкома КПСС в 1968 году назначили И.В. Новикова. Прежний секретарь был снят за потерю «политической бдительности». И.В. Новикову вскоре после его назначения жители Обнинска дали прозвище «Иван Грозный». Он, будучи по профессии учителем истории, совершенно не разбирался в особенностях формирования научных школ. Зато преуспел по части «партийной бдительности». Тимофееву­-Ресовскому тот предложил «стучать» на своих аспирантов, а директору ИМР Зедгенидзе — изгнать Тимофеева-­Ресовского из института. Они отказались, и оба потеряли свои должности.
С закрытием отдела Тимофеева-­Ресовского Москва и Новосибирск обогатились научными кадрами из Обнинска, а сам Николай Владимирович стал работать в московском Институте медико-­биологических проблем.
Были разгромлены школы молодых физиков и математиков в ФЭИ под предлогом «идеологической несостоятельности». Уволенных специалистов с большой охотой быстро разобрали ведущие физические институты Москвы. А один из них, Н.С. Работнов, стал экспертом МАГАТЭ в Вене.
Вот именно тогда почти кончилась фундаментальная наука в Обнинске. Остались нетронутыми лишь прикладные институты. Думается, что пора признать нам сегодняшнюю реальную действительность и считать Обнинск не наукоградом из-­за отсутствия в нем фундаментальной науки, а, в лучшем случае, университетским городом.
Специалисты­-обществоведы рекомендуют проводить анализ деятельности города по публикациям объявлений о приеме на работу. Если в 60­-70­-е годы городская газета «Вперед» изобиловала объявлениями о вакансиях научных кадров и приеме в аспирантуру, то сейчас требуются продавцы, грузчики, водители, охранники и менеджеры. Против фактов выступать бесполезно. «Поезд ушел». Пора покончить с наукоградовским мифом и реально определиться с будущим города.

А что Вы думаете по этому поводу?