Убытки и прибытки

27.02.2013

Может ли город обойтись без муниципальных предприятий?
В Обнинске порядка 20 муниципальных предприятий (МП), ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность. Сфера самая широкая — не только снабжение города теплом, водой, электричеством. Еще и пассажирские перевозки, уборка улиц, демонстрация фильмов, полиграфические услуги, помывка в бане и много чего еще, вплоть до похорон.
Если частная фирма работает убыточно, ее сразу закроют. Муниципалитет же имеет возможность финансовыми вливаниями удерживать на плаву свои предприятия. Для некоторых из них даже специальный термин есть — «планово убыточные». Денег от них никто и не ждет, наоборот — им их дают. Одно из таких — ПАТП.
Если глянуть окрест, нигде муниципальных пассажирских транспортных предприятий не осталось — все давно приватизированы. И ничего, жизнь из-­за этого не остановилась — автобусы ходят, люди ездят. Обнинск — исключение. Здесь сохраняется убыточный автотранспортный «монстр», в парке которого десятки автобусов. А за год он «съедает» как минимум 60 млн руб. бюджетных денег. И все мало. Зачем его кормить? Не проще ли передать все перевозки в городе частникам, а предприятие ликвидировать? «Никто не способен взять на себя колоссальную нагрузку по перевозке льготников, кроме ПАТП, — убежден вице-мэр по экономическому развитию Юрий Твердохлеб. — Поэтому даже планов закрытия этого предприятия нет. И несмотря на тяжесть экономической ситуации, оно будет существовать». Кроме того, у ПАТП есть важная потенциальная функция. В городе есть ядерноопасные объекты. Если случится серьезная авария, людей придется эвакуировать, вот тогда и пригодятся муниципальные автобусы.

ПАТП — планово убыточное предприятие, но власти не собираются его закрывать — у этого МП есть  особо важные функции

ПАТП — планово убыточное предприятие, но власти не собираются его закрывать — у этого МП есть особо важные функции

Впрочем, сказать, что муниципалитет зубами держится за свои предприятия, нельзя. За последние годы в Обнинске приказали долго жить МП «Рынок», «Обнинск-­лифт» и «Фабрика­-прачечная». Их закрыли из­-за недостаточной экономической эффективности. К тому же функции, которые они выполняли, оказалось возможным передать в частные руки.
Еще одно МП сейчас находится в стадии ликвидации — «Автотранс». Оно специализировалось на междугородних автобусных перевозках и не выдержало конкуренции — муниципалитету от него одни убытки. «Однако мы сохраним оболочку предприятия, — говорит Юрий Твердохлеб. — Чтобы по возможности реанимировать его при более удачной рыночной конъюнктуре».
Что касается сферы снабжения ресурсами, в Обнинске работают за редким исключением только МП. Это «Теплоснабжение», «Водоканал», «Горэлектросети». «Рынок этих услуг пока слишком концентрирован, — объясняет Юрий Твердохлеб. — И в нынешних условиях без принадлежности этих предприятий муниципалитету обойтись невозможно. Хотя бы потому, что у нас есть рычаги воздействия на них. В Обнинске коммунальные тарифы ниже, чем во многих других соседних городах — это следствие того, что администрация их сдерживает. А на частные фирмы воздействовать сложно».
Понятно, экономика МП от такого регулирования страдает. «Самое существенное, что нам мешает получать прибыль по основному виду деятельности, — это низкий тариф, — говорит директор МП «Водоканал» Александр Круглов. — Его надо увеличивать на 60­-70%. В целом за счет дополнительной деятельности де­-юре мы работаем с прибылью, а де-­факто — балансируем около ноля в сторону минуса». Тем не менее, Александр Леонтьевич полностью согласен с тем, что обнинский «Водоканал» должен оставаться под муниципалитетом.
Его коллега, директор МП «Горэлектросети» Александр Тюрин подтверждает: «Никакого дискомфорта от того, что находимся в муниципальной собственности, не испытываем. Даже есть прямая выгода — бюджет выделяет средства на реконструкцию силовых электрических сетей». А вопросу о прибыльности Александр Иванович удивился: «Разве может электросетевая компания работать с убытками?»
А вот директор МПКХ Сергей Клименко ратует за то, чтобы отдать как можно больше функций своего предприятия в частные руки: «Мы работаем в ноль, но из последних сил. На содержание того имущества, которое нам передано, улиц, тротуаров, автобусных остановок и т.д., нам требуется 555 млн руб., а имеем 125 млн руб. Почувствуйте разницу. Если уж муниципалитет берется содержать наше предприятие, оно должно быть лучшим, с самой передовой техникой и высокими зарплатами. А если не хватает средств, лучше выставить, например, уборку улиц на аукцион, нанять частную фирму и контролировать ее работу. Однако руководство города пока опасается идти на это — а вдруг частники не справятся?» Кстати, во многих городах мира и нашей страны коммунальные функции находятся в частных руках, и ничего — как-­то живут.
Тем не менее, обнинский муниципалитет пока не собирается избавляться от своих предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города. «Несмотря на то, что экономическая ситуация непростая, мы будем прикладывать усилия к тому, чтобы они работали дальше», — подводит итог вице-­мэр Юрий Твердохлеб.

А что Вы думаете по этому поводу?