Росатом на сене
13.02.2013
Государство в лице “Росатома” и “Росимущества” не хочет передавать Морозовскую дачу в муниципальную собственность. При этом здание не используется и не ремонтируется.
Смешно и грустно — в некоторых официальных документах наша знаменитая Морозовская дача, единственный каменный памятник истории и архитектуры конца XIX века, именуется “Дачей Морозова”. Самое печальное — даже на дверь здания привинтили красивую табличку, сделанную под золото, — на ней такая же надпись. Сделали это более года назад. Тогда, в феврале прошлого года, мы позвонили одному из руководителей ФЭИ (здание находится на балансе этого института) и сообщили об этой ошибке. Нас заверили, что не пройдет и двух недель, как табличку заменят. И что же? Прошел год — ничего не изменилось!
Казалось бы, мелочь, какая разница — Морозов или Морозова? Понятно, что для людей, не сведущих в истории нашего края, разницы никакой, и для них эта проблема яйца выеденного не стоит. Однако не согласимся.
Без Маргариты Кирилловны Морозовой, между прочим, и Обнинска бы никакого не было. Она, вдова богатого фабриканта, купила загородный дом и близлежащие земли у Виктора Петровича Обнинского в 1909 году. Через два года часть территории отдала педагогу Станиславу
Теофиловичу Шацкому для организации детской колонии “Бодрая жизнь” и поддерживала его педагогический эксперимент материально — она была одной из крупнейших меценаток своего времени.
В 1918 году у Маргариты Кирилловны отняли собственность, а школа Шацкого осталась на своем месте — Советская власть взяла великого педагога под свое крыло. Поселение увеличилось, обросло инфраструктурой. И не случайно неподалеку в 1935 году построили трехэтажное здание под детский туберкулезный санаторий. Но лечебное заведение там открыть не успели — его забрали под Испанский детский дом, где поселили ребятишек из страны, в которой тогда шла
гражданская война.
Во время Великой Отечественной там устроили колонию для несовершеннолетних преступников, а в 1946 году здание забрали под лабораторию “В”. Возможно, всемогущий Лаврентий Берия, глава атомного проекта СССР, сам сделал этот выбор.
назвав историческое здание “Дачей Морозова”, расписавшись в безграмотности и пренебрежении к родной истории.
Такое же пренебрежение и к самому зданию. Физико-энергетическому институту, конечно, спасибо за то, что он охраняет Морозовскую дачу. Если бы не это, исторический памятник уже давно разрушился бы. В то же время с 1997 года здание никак не используется, оно пустует 15
лет! И о какой реставрации может идти речь, если там даже банального ремонта не было, за исключением того, что пару раз закрыли дыры на крыше — сначала рубероидом, а потом железом. А когда-то была черепица, настоящая, бельгийская. Сейчас же здание находится в
плачевном состоянии, и если ничего не предпринимать, скоро на его месте окажутся руины — как в Белкино. Но никто не торопится что-то делать. Специалисты говорят: чтобы привести здание в божеский вид, необходимо как минимум 100 млн руб. — не такая уж запредельная сумма.
Но у всемогущего и богатого “Росатома”, в состав которого входит ФЭИ, таких денег, видимо, нет. Да и зачем вкладываться? Морозовская дача — это не реактор, актив не профильный. Тогда почему бы не избавиться от непрофильного актива, передав его в муниципальную собственность, что могло бы спасти погибающий исторический памятник? Впервые о том, что “Морозовскую дачу будем забирать”, сказал в 2007 году мэр Обнинска Николай Шубин. Видимо, тогда проходили какие-то переговоры между муниципалитетом и “Росатомом”. Обнинские чиновники в частных разговорах признавались, что местная власть ставила условием, чтобы атомщики отремонтировали объект, но те жадничали, мол, забирайте и сами ремонтируйте. Так и не договорились. Время от времени тема передачи Морозовской дачи возникала вновь, но дело с мертвой точки не двигалось. А теперь оно, похоже, застряло окончательно.
В прошлом году из Росимущества, распоряжающегося государственной собственностью, пришло в обнинскую мэрию письмо, смысл которого в том, что оно готово отдать дачу муниципалитету в обмен…на равноценный объект! Получается: сам не гам, другим не дам. Самое же пикантное — Морозовская дача, как памятник истории, по закону охраняется государством. И то же родное государство ее губит, не ремонтируя. Мы обратились в отдел охраны объектов культурного наследия областного министерства культуры, и там нам сказали, что за ненадлежащее содержание охраняемых зданий могут наложить штраф на юрлицо в размере от 10 до 20 тыс. руб. И такие случаи были — в Калуге и районах области. В Обнинске пока никого не наказывали. Но даже если и оштрафуют ФЭИ, такая сумма для института — что слону дробина.
О разрушении Морозовской дачи мы регулярно пишем уже 10 лет. Однако господа, ответственные за ее состояние, ведут себя по принципу “вы пишите, что хотите…”, для них это здание — “Дача Морозова”.
А что Вы думаете по этому поводу?