Гости из прошлого
06.02.2013
Обнинская земля связана с жизнью многих великих людей.
Строительство Обнинска началось в 1946 году, однако история города намного древнее. Люди жили здесь издавна, начиная с I тысячелетия до н.э. жизнь здесь не замирала. А где люди, там и их гости, в том числе великие и известные, «из учебников истории»: Пушкин, Шаляпин, Гагарин, Жуков и многие другие.
Петр Кончаловский
Лес между ул. Комсомольской и железной дорогой с 50х годов в народе называется Кончаловским. Там, в лесу, расположена усадьба Бугры, это самый старый дом в границах Обнинска. Его построил московский врач Иван Трояновский, женившись на Анне Обнинской, дочери владельца усадьбы Белкино Петра Наркизовича Обнинского. Бугры она получила в приданое, а дом, сохранившийся до наших дней, соорудили в 1884 году, ему уже более 128 лет!
Иван Иванович Трояновский, человек невероятно активный и деятельный, был знаком со многими художниками, музыкантами и поэтами. К нему в Бугры приезжали Серов, Поленов, Шаляпин.
Ему очень понравилось это место, которое он прозвал «Бугробелкино», и приезжал сюда почти каждый год — охотиться и работать.
А владельцем усадьбы Бугры Петр Кончаловский стал волей случая. После смерти Ивана Трояновского в 1927 году дом унаследовала его дочь Анна. У нее не было никаких сил содержать собственность, и она нуждалась в деньгах, потому что мечтала купить домик в Крыму. В то же время ей не хотелось, чтобы ее знаменитая усадьба ушла в чьи-то незнакомые руки. Она предложила свое имение давнему знакомцу Петру Кончаловскому.
Тот не очень хотел покупать дом. Одно дело — приезжать сюда в гости, совсем другое — взвалить на себя такую обузу. Однако Петр Петрович взвалил, и, похоже, ничуть не пожалел. Его жена, Ольга Васильевна (дочь Василия Сурикова) вспоминала: «С 1932 года мы купили без особого желания Бугры. Так как-то вышло нечаянно, и правда, с тех пор меньше путешествуем: но зато русская природа средней полосы завладела Петром Петровичем».
Кончаловский купил не все имение, Трояновская оставила за собой флигель. Туда, во флигель, в гости к Анне Ивановне приезжал Святослав Рихтер (об этом было написано в части 3), там же потом несколько лет жил поэт Сергей Городецкий.
Алексей Толстой
У Петра Петровича, продолжавшего традиции хлебосольного русского барства, был огромный круг друзей и приятелей, которых он с удовольствием возил в Бугры. Одним из таких друзей был «писатель из школьного учебника», автор знаменитого романа «Петр I» и трилогии «Хождение по мукам» Алексей Николаевич Толстой. В довоенное время писатель часто гостил в Буграх, жил там летом неделями. Разумеется, развлекались. Толстой, к тому времени человек уже немолодой, предпочитал сидеть дома, а не гулять по окрестным лесам, как Сергей Прокофьев. Друзья сидели за столом, ведя неспешные беседы, а иной раз и спорили до хрипоты, но никогда при этом не обижали друг друга. И всякие споры стихали, когда жена художника Ольга Васильевна садилась за рояль — Алексей Николаевич подпевал ей приятным баритоном.
Кончаловский же, как истинный художник, даром время на досуге не терял, а делал портретные зарисовки своего друга — потом они легли в основу знаменитого портрета, законченного в апреле 1941 года. Работали мастер и его модель в московской мастерской, но на картине передана атмосфера летних встреч в Буграх. Говорят, что критика обрушилась на художника за столь вольное изображение известного писателя, тем не менее, и Кончаловскому, и самому Толстому портрет очень нравился.
Дочь художника Наталья Кончаловская писала по этому поводу: «Это один из необычных портретов, он называется «В гостях у художника». На портрете Алексей Николаевич Толстой сидит один за праздничным столом. Перед ним на свежей скатерти поразительной красоты натюрморт, очень смело, но тщательно написанный… И сколько было нареканий от тех, кто увидел его первым: зачем-де было изображать такого крупного писателя не за рабочим столом с пером в руках, а за обеденным, с рюмкой?
Но у самого Толстого никогда не было ощущения, что в портрете он не тот, каким ему подобает быть. Ему нравился как раз натюрморт, он так понимал и чувствовал форму и цвет, что портрет его не шокировал, а только радовал сердце и веселил глаз… Толстой любил творчество Кончаловского, по темпераменту, по художественному восприятию оно было ему сродни».
Толстой и Кончаловский были похожи друг на друга и внешне, и характерами. Оба страстно любили жизнь, сибаритствовали, но эта страсть распространялась и на работу. Оба трудились подолгу и вдохновенно, получая огромное удовольствие от творчества. Сохранилось интересное письмо Ольги Васильевны Кончаловской Алексею Николаевичу, где она сравнивает его со своим мужем: «Лица у вас обоих славянские, приветливые при разговоре и только в моменты творчества и одиночества — зверски сосредоточенные. Еще у вас сходство вот в чем: при нападениях, которым вы оба время от времени подвергаетесь, огорчение естественное не проникает до самой глубины души, где-то остается стратосфера духа, до которой добраться никому нельзя, стратосфера непоколебимая, полная уверенности, что идете верным путем в своем творчестве, и полная сознания истины».
Сергей Коненков
Петр Кончаловский и Сергей Коненков подружились еще юношами в 1892 году, и хоть в одном классе они никогда не учились, их вполне можно назвать школьными друзьями. Кончаловский ходил в вечерние классы Строгановского училища, а Коненков — в училище живописи, ваяния и зодчества, и где-то пересеклись — на всю жизнь. Потом вместе учились в Петербургской академии художеств, Кончаловский — на отделении живописи, а Коненков — скульптуры. Они близко дружили, и в 1903 году Коненков стал крестным отцом первенца молодой семьи Кончаловских — дочери Натальи.
Вот что писал скульптор о своем друге: «Мне всегда был близок и дорог этот жизнерадостный, веселый человек. И в молодые годы Петр Кончаловский поражал профессоров и нас, своих товарищей, щедрым талантом. Он был, как говорят, живописец от Бога. С одного взгляда люди, чувствующие искусство, понимали, что этот человек наделен даром живописного восприятия всего сущего в мире. Оптимизм, доброта чувствуются в каждом мазке его кисти. Как лицо его всегда озаряла добрая улыбка, так и в натюрмортах, пейзажах, портретах Кончаловского живет светлая его душа. Всегда и во всем он оставался самим собой — человеком простым, отрытым и чистым».
После революции пути-дороги друзей разошлись. Кончаловский остался в России, а Коненков эмигрировал в США. Однако в Америке Сергей Тимофеевич замкнулся в своем творчестве и интегрироваться в общество не захотел, даже английского языка выучить не удосужился. Так и жил затворником много лет. А после Победы в 1945-м, когда ему исполнился 71 год, он получил возможность вернуться в СССР. И после 22-летней разлуки друзья встретились вновь.
Разумеется, уже летом 1946-го они вместе приехали в Бугры. Коненков сразу же попросился гулять по сосновому лесу — соскучился по Родине, Кончаловский сопровождал его. Хотя Петр Петрович был страстным охотником, друзья на дичь не ходили — Сергей Тимофеевич на дух не переносил такого времяпрепровождения.
В 1948 году Коненков получил государственный заказ на создание скульптурного портрета Василия Сурикова, 100-летие которого тогда широко отмечалось. Подбирать дерево для этой работы Сергей Тимофеевич приехал в Бугры. Скульптор выбрал подходящую липу. Ее предстояло выкорчевать, а не спилить — потому что для скульптуры нужна была вся комлевая часть дерева. Помогали ему в этом все члены семьи Кончаловских, в том числе и внуки — часа два возились. А потом скульптор посадил рядышком с ямой молодую липку. В этом факте переплелось многое: Василий Суриков — тесть Петра Кончаловского, другом которого был Сергей Коненков, а заготавливали дерево для него правнуки Сурикова, в том числе Андрей Кончаловский, будущий известный кинорежиссер, автор «Романса о влюбленных», «Сибириады» и «Любовников Марии». Все же происходило в Буграх, а по соседству в Обнинске в то время уже появились первые улицы — Лесная и Центральная. Наукоград возникал не «на пустом месте» — Бугры, дача Морозовой, Белкинская усадьба — это знаковые места отечественной культуры.
А что Вы думаете по этому поводу?