«Излучение странного вида»

16.01.2013

Константин Райкин более 10 лет не снимается в кино и не показывается на телеэкране, но его помнят, и 20 января в ГДК на сольном концерте артиста «Самое любимое» ожидается аншлаг.
Невозможно поверить, Константину Райкину уже 62 года! То ли время мчится с такой скоростью, то ли Константин Аркадьевич себя законсервировал, и нам кажется, что ему максимум 40… Нет, все проще — мы просто очень давно его не видели, он почти не выходит на телеэкран, да и прекратил сниматься в кино. Говорят, что сам Спилберг предлагал ему 17 миллионов долларов гонорара за съемки — отказался. Последние 10 лет Райкин сосредоточен исключительно на театре «Сатирикон», которым руководит, и преподавании в школе-­студии МХТ, где является профессором. А вы говорите, 17 миллионов. Ему не до них, есть дела поважнее.
В те же годы он решил прекратить концертную деятельность, но к 100­-летию своего великого отца, которое отмечалось в 2011 году, поставил моноспектакль «Самое любимое», в котором рассказывает о самом знаменитом советском эстрадном артисте, о своем пути в искусстве, а во второй части читает стихи. Самые любимые — Пушкина, Мандельштама, Самойлова, Заболоцкого, Рубцова. «Я чувствую волну интереса к настоящей поэзии, — говорит Константин Райкин. — А я читаю высокую поэзию. Мне самому это нравится. Людям сейчас недостает какого­-то витамина в их духовной пище. Каких­-то хороших фраз, красивой речи. Это полезно — как горло пополоскать каким-­то хорошим раствором. Пушкина прочесть — бацилл меньше в воздухе останется. Он, как колокольный звон, что­-то мерзкое убивает в воздухе».
Райкин начал публично читать стихи давно, еще в советское время. После кинематографического успеха ему позволили выступать по стране с сольной программой.

Константин Райкин

Константин Райкин

Большую часть концерта артист веселил публику шутками-­прибаутками, а потом брал народ «на серьез» — читал людям Пушкина и Мандельштама. Однажды на такой концерт пришел отец. Константин Аркадьевич вспоминает: «После выступления папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней».
Еще один поразительный факт. Однажды Корней Иванович Чуковский сделал запись в дневнике: «В гостях у меня был гений — Костя Райкин. При нем невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу». Гостю тогда было 17 лет, и он учился на 1­-м курсе Щукинского училища. Понятно, что у него не было иной судьбы. Хотя мог пойти по спортивной стезе — выполнил мастерский норматив по прыжкам в длину. Или стать биологом — в школе серьезно интересовался зоологией. Но, имея такого отца, куда же денешься — только в артисты.
Десять лет служил актером в «Современнике». Запрещал отцу приходить на спектакли — тогда бы зрители смотрели на него, а не на сцену. Потом, когда отец уже серьезно болел, перешел в его Театр эстрадных миниатюр — чтобы подставить плечо. А после смерти Аркадия Исааковича принял на себя руководство коллективом, трансформировав его через несколько лет в «Сатирикон».
Его театр невероятно успешен. Несмотря на то, что он далеко от станции метро, народ идет, и на спектаклях всегда аншлаг. И это при том, что репертуар не просто серьезный, а очень серьезный — «Король Лир», «Ромео и Джульетта», пьесы Островского. «Театр — это камерное искусство, рассчитанное на элиту, — говорит Константин Райкин. — 90 процентов жителей Москвы в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города. Среди этих людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства. Наш театр никогда легкомысленным не был. Другое дело, что я никогда при этом не стеснялся скоморошества».
Константин Райкин не просто театральный режиссер, он миссионер, врачеватель душ. По его глубочайшему убеждению театр нужен для того, чтобы совершенствовать людей: «В каждом человеке — самом плохом, толстокожем, со спящей душой — может родиться человеческое. Это может произойти в течение короткого времени — одного­-двух часов спектакля. Если очень хорошо играть на сцене, этот акт совершается. Жизнь человеку доказывает, что самое главное сейчас — деньги. А тут, напротив, тебе говорят, что выше и важнее души ничего на свете быть не может. И если человек не совсем уж бегемот, у него лицо такое незащищенное делается, он ребенком становится — я со сцены вижу это. Даже если жлоб приходит в театр или бандюга».
По мнению Райкина, чтобы быть настоящим артистом, одного голого мастерства мало, необходимо, по его изречению, «природное излучение странного вида, какая-­то дополнительная энергия». Наверняка, те, кто придут на его концерт, смогут почувствовать это излучение.

А что Вы думаете по этому поводу?