Гости из прошлого
05.12.2012
Обнинская земля связана с жизнью многих великих людей.
Строительство Обнинска началось в 1946 году, однако история города намного древнее. Люди жили здесь издавна, начиная с I тысячелетия до н.э. жизнь здесь не замирала. А где люди, там и их гости, в том числе великие и известные, «из учебников истории»: Пушкин, Шаляпин, Гагарин, Жуков и многие другие.
А был ли Пушкин?
Точно известно — никаких документальных свидетельств того, что Пушкин был на обнинской земле, нет. Но каждый шаг задокументировать невозможно. При этом есть весьма веские основания предполагать, что Пушкин сюда приезжал. И не раз.
Начнем же издалека. В 1789 году владельцем белкинской усадьбы стал Артемий Воронцов. Этот человек вошел в историю в первую очередь тем, что через десять лет он стал крестным отцом Пушкина. Артемия Ивановича Воронцова попросила об этом бабушка будущего «солнца русской поэзии», Мария Алексеевна Ганнибал.
Ко времени крестин Воронцов уже не хозяин в Белкине, усадьба досталась в качестве приданого одной из четырех его дочерей, Анне, вышедшей замуж за графа Дмитрия Бутурлина, крестника самой Екатерины II.
Дмитрия Петровича, знатного вельможу, император Александр I назначил директором Эрмитажа, то есть он стал современным Михаилом Пиотровским. Львиную долю свого времени Бутурлин проводил в Петербурге и Москве — в Белкино приезжал только летом отдохнуть и развеется.
Бутурлины дружили с Пушкиными. Их московские дома стояли по соседству. Бутурлины были много богаче Пушкиных, поэтому вторые часто бывали в гостях у первых. Сохранились воспоминания современников о том, как Пушкин-ребенок гостил в московском доме Дмитрия Петровича. Поэтому вполне вероятно, что юный гений еще до поступления в Лицей бывал и в Белкине. Как бы сейчас сказали, ездил с семьей на дачу. Регулярный французский парк, посаженный в 70-е годы XVIII века, к тому времени уже оформился, и вполне вероятно, что «наше все» в возрасте 6-7 лет вовсю резвился на качелях, привязанных к суку большой липы.
Вполне вероятно, что Александр Сергеевич посетил Белкино и 1 мая 1828 года, во время путешествия поэта с целью добраться до действующей армии, воевавшей тогда с турками в Закавказье. Доподлинно известно, что поэт выехал из Москвы 1 мая. Пушкин свой маршрут описывает скупо: «Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел». О подробностях можно только догадываться. Ехать он мог только почтовым трактом № 17 через дорожные станции Быкасово, Боровск, Малоярославец, на каждой отмечая подорожную — документ, позволяющий пользоваться казенными лошадьми. Если человек путешествовал в своей коляске, дозволялись отступления от маршрута — можно было свернуть ненадолго. От Москвы до Боровска было 10 часов езды, как раз требовался отдых, а постоялых дворов Пушкин не любил, они его раздражали.
Есть тому и косвенное доказательство: белкинские крестьяне из поколения в поколение передавали рассказ о том, как в село приезжал Пушкин. Никто и не сомневался, что он здесь был. А спустя сто лет после той истории художник Петр Кончаловский, который жил в наших краях, забрал одну из дверей белкинского дома и установил ее на своей даче: «В эту дверь ходил сам Пушкин!»
И еще одно. В 1830 году Пушкин написал «Повести Белкина». Обнинские краеведы говорят о том, что название села вполне могло трансформироваться в фамилию вымышленного персонажа — уж очень они созвучны.
Короче говоря, Александр Сергеевич вполне мог неоднократно бывать в Белкине. Поэтому и памятник в старинном парке стоит ему не просто так. Но, строго говоря, письменных подтверждений пребывания Пушкина в наших краях не найдено.
«Общество свободной эстетики»
Итак, я вернулся, я — дома?
Так здравствуй,
июльская тишь,
И ты, полевая истома,
Убогость соломенных крыш,
И полосы желтого хлеба!
Со свистом
проносится стриж
Вкруг церкви Бориса и Глеба.
Эти стихи написал Валерий Брюсов, «поэт из учебника», в июле 1910 года, находясь в Белкине. Валерий Яковлевич жил в нашей глуши целых два месяца. Он так и писал Максиму Горькому: «Подобно всем москвичам лето провожу вне Москвы, а в этом году в таком углу, куда и письма попадают не каждый день». Каким же ветром занесло сюда лидера российских символистов, «звезду серебряного века»?
Это целая история. И начинается она с того, что в середине XIX века у поместья сменился хозяин — им стал выходец из польской шляхты Наркиз Антонович Обнинский (ударение в фамилии — на предпоследнем слоге, таков закон польского языка). Его внучка Анна вышла замуж за известного московского врача Ивана Ивановича Трояновского и получила в приданое Бугры (сейчас это — Кончаловский лес). Иван Иванович построил там скромный двухэтажный особнячок.
Конечно, Трояновский большую часть времени жил в Москве, сюда приезжал изредка. Он был лечащим врачом представителей богемы — литераторов и художников, многие его пациенты превратились в друзей. Так возник кружок, нынешним языком — тусовка. В 1907 году она даже организационно оформилась в «Общество свободной эстетики». Его возглавил Валерий Брюсов. К нему относились, как к мэтру российской словесности. Да и он сам считал так же, болезненно относясь к любым попыткам усомниться в его гениальности. Но поклонники таланта эту слабость прощали и искренне любили своего председателя. Трояновский несколько раз настойчиво приглашал Брюсова к себе на летний отдых. Вот так Валерий Яковлевич здесь и оказался. Жил он не в Буграх, а в Белкине, которым тогда владел Борис Обнинский, брат жены Трояновского. Белкино было все-таки поприличнее Бугров.
Брюсову создали идеальные условия для отдыха и творчества. Когда он сочинял, все ходили на цыпочках:
6 августа 1910 в Белкине отмечался престольный праздник в честь святых Бориса и Глеба. Известно, что Брюсов в нем участвовал. Хозяева устроили в честь торжества домашний спектакль, организовали богатый стол. Затем собравшимся у парадного входа крестьянам жаловали деньги и угощение. Потом гуляли на ярмарке, на которой малоярославецкие купцы торговали пряниками и прочей снедью. Брюсову понравилось.
Бывали в наших краях и другие члены «Общества свободной эстетики». Например, самый известный русский пейзажист второй половины XIX века Исаак Левитан. Однажды доктор Трояновский буквально поставил на ноги Исаака Ильича после сердечного приступа. Левитан в благодарность подарил картину с надписью «Милому, хорошему И.И. Трояновскому на добрую память». Осенью 1897 года художник, приняв приглашение врача, приехал к тому на дачу в Бугры. По утрам ходил в лес по грибы, еще баловался охотой. Написал здесь несколько этюдов. Дочь Трояновского Анна писала о нем: «Увлекался в Буграх чудесами лунного света… Левитан превращает дневные этюды в ночные, освещенные призрачным лунным светом». Хозяева старались развлекать гостя, устраивая по вечерам «живые картины», но Левитан быстро утомлялся. Он прожил в Буграх около недели и уехал неудовлетворенный. «Так как пейзаж казался ему лишенным того настроения, которое он искал в природе», — объясняла Анна Трояновская. Через три года в Москве Левитан умер на руках у Трояновского.
Приезжал сюда еще один «свободный эстет» Валентин Серов, классик русской живописи второй половины XIX века. Самая известная его картина «Девочка с персиками». На ней изображена 12-летняя Вера Мамонтова, троюродная сестра Маргариты Морозовой, о которой речь пойдет позже. Серов ездил часто, не только в Бугры к своему другу Ивану Трояновскому, еще гостил в Белкино у Дмитрия Обнинского, и в Турликах (на Морозовской даче) у Виктора Обнинского. В 1904 году он провел здесь почти все лето. Занимался не только игрой в крокет и городки — написал картину «Зал старого дома» — на ней угол двусветного (с двумя рядами окон) зала Белкинского дома с трещиной на зеленых обоях. Сейчас эта работа находится в Третьяковской галерее. Тогда же написал портрет жены Виктора Обнинского — Клеопатры — с ручным зайчиком. Эта картина оказалась в Нижегородском художественном музее. Умер Валентин Серов от сердечного приступа внезапно в декабре 1911 года в Москве.
А что Вы думаете по этому поводу?