Больше, но меньше

04.12.2012

Городской бюджет не поспевает за инфляцией.
11 декабря на официальном заседании городского Собрания депутаты должны утвердить бюджет Обнинска на 2013 год. Его параметры выглядят предпочтительней, чем у бюджета 2012 года. В этом году доходов было 3,008 млрд руб., в следующем планируется получить денег 3,091 млрд, на 83 млн больше. Та же ситуация и с расходами — запланирован их рост с 3,189 млрд руб. в 2012 году до 3,275 млрд руб. в 2013­-м.
Однако за этими сухими цифрами прячется настоящее кипение страстей. Несмотря на общий, пусть и небольшой, рост, многие статьи расходов сокращаются, что, разу­меется, не нравится тем, кто живет на бюджетные деньги. Сравним. Вот официальный документ «Оценка ожидаемого исполнения бюджета за 2012 год». Управлению городского хозяйства (а это ремонт дорог, инженерной инфраструктуры, благоустройство, чистота улиц и т.д.) досталось в этом году 459,8 млн руб. А на следующий год на эти цели запланировано только 273 млн руб. Сокращение почти на 40%! В таком же соотношении уменьшаются затраты и на благоустройство, так что о ремонте двух городских фонтанов можно и не мечтать — средств не хватает.
Сокращается финансирование и управления социальной защиты. Было 557,4 млн руб., стало 506 млн руб. Особенно заметно падение в статье «Социальное обеспечение населения» с 520 млн руб. до 465 млн руб. — на 11%. Уменьшатся расходы на содержание городской администрации со 183 млн руб. до 155 млн руб. Аппарат городского Собрания обойдется налогоплательщикам в ту же сумму — 25 млн руб.

Депутаты говорят, что ресурсы городской экономики исчерпаны

Депутаты говорят, что ресурсы городской экономики исчерпаны

Однако есть растущие статьи. Увеличиваются расходы на культуру и образование. Финансирование школ и детских садов — это 47% от всего объема бюджета. Увеличение на 7% объясняется необходимостью решать проблему ликвидации очереди в детские сады. Но мало создать места в детских садах. «Недорого купить слона, дорого его прокормить, — сказал на первых слушаниях по бюджету в городском Собрании мэр Александр Авдеев. — Надо понимать, что содержание каждого ребенка в детском саду обходится в 7­-8 тыс. руб. в месяц. И если мы устроим в садики тысячу детей, не трудно посчитать, в какую сумму это выльется в год». Получится 84-­96 млн руб.
«На самом деле никакого сокращения, кроме расходов на содержание администрации, нет, — комментирует начальник финансового управления Людмила Коновалова. — Проект бюджета пока не учитывает субсидии и межбюджетные трансферты, которые мы обязательно получим. Это позволит уточнить многие статьи расходов в сторону их увеличения».
И действительно, если посмотреть на то, какие суммы были написаны в бюджете 2012 года в январе и сейчас, бросится в глаза увеличение доходов на 136 млн руб. и рост расходов на 178 млн руб. — в течение года бюджет уточнялся, и на многие статьи расходов росли.
Может, это кого-­то и успокоит, но в целом тенденция не радует — темпы инфляции выше, чем рост городской экономики. Поэтому и бюджет увеличивается не так, как многим хотелось бы. В предкризисные 2005­-2008 гг. он прибавлял на 30­-35%. Главной причиной тогда было то, что земельный налог передали в муниципальные бюджеты, но и экономический рост не стоит сбрасывать со счетов. Сейчас же доходная часть бюджета выросла всего на 2,7%! Это без учета субсидий. Предположим, что их дадут, как и в этом году, порядка 100 млн руб. Тогда рост составит 6%. Все равно получается, что местный бюджет растет медленнее, чем инфляция.
«Темпы роста доходов не могут быть высокими, потому что экономическая ситуация непростая, и мы это ощущаем, — комментирует вице-­мэр по экономическим вопросам Юрий Твердохлеб. — Наша страна — участник международных экономических отношений, и они влияют на состояние экономики России в целом, и Обнинска в частности. Тем не менее, все показатели экономического развития города в 2012 году в плюсе».
«Ресурсы городской экономики исчерпаны и необходимо искать новые способы ее подъема», — оценивает ситуацию председатель комитета по бюджету и налогам ГС Олег Комиссар. По его мнению, таким стимулом должно стать расширение границ города. Это приведет к появлению новых предприятий, чьи налоги станут пополнять бюджет — другого выхода нет. «А пока мы не можем обеспечить рост расходов, — продолжает Олег Комиссар. — Источники отсутствуют. И добавить денег кому­-то можно только за счет другого бюджетополучателя».

А что Вы думаете по этому поводу?