ОДНако, ДОРОГО И СЛОЖНО!

30.10.2012

Чтобы вникнуть в новую систему расчета потребления и оплаты общедомовых нужд, необходимо быть как минимум математиком. А лучше — еще и юристом, а также специалистом коммунального профиля в одном лице. Настолько нынче сложен порядок оплаты общедомовых ресурсов…
На круглый стол в Клуб ветеранов многие пенсионеры пришли не только со своими коммунальными квитками, но и с блокнотами и ручками. Как старательные школьники, пенсионеры добросовестно записывали каждое слово, каждый факт. Журналисты уже не выделялись в толпе: вместе с ними писали все. «Девушка, а вы­-то зачем конспектируете? — удивлялся один пенсионер, обращаясь к корреспонденту газеты. — Это нам — старикам — тяжело в это вникнуть. А вы же молодая, и так все запомните!»
Увы, молодость молодостью, а новый порядок оплаты общедомовых ресурсов настолько сложен, что без специальных знаний не разобраться ни молодому, ни пожилому — это под силу только специалисту, который работает в сфере тарифов или коммуналки. И все же представители калужской и обнинской администрации попытались это сделать на круглом столе в Клубе ветеранов. Слово держали замглавы администрации по социальным вопросам Татьяна Попова, замминистра — начальник управления государственного регулирования тарифов Андрей Мигаль, тут же присутствовали представители комплекса городского хозяйства, а также частных управляющих компаний.
Замминистра старательно объяснял на протяжении полутора часов смысл нововведений. Что нормативы с нынешнего года в Обнинске, к примеру, по воде, снизились аж в полтора раза. Но норматив — это не деньги, это величина, которую тратят. А деньги — это тариф. Вот тариф подрос. И вроде как сохранился баланс. Людей такой ответ не устроил: получается, у чиновников все сбалансировано, а людям квитанции приходят с суммами гораздо более высокими, чем раньше. Они что — живут на другой планете?
Но это еще не все. С осени в квитках появилась строка «общедомовые нужды». Как они рассчитываются, написано в двух постановлениях правительства — №354 и №258. Замминистра предложил пенсионерам самим изучить эти нормативные акты. «Да где ж мы их возьмем?» — возмутились люди. «В библиотеке или в Интернете, в «Российской газете», — подсказала замглавы администрации по социальным вопросам Татьяна Попова. Но Андрей Мигаль попытался объяснить сам, из чего складывается оплата общедомового потребления ресурсов — воды, электричества. Что если есть приборы учета — то платите по ним. Если нет — то по нормативам. Если по воде — это и различные технологические сливы, и потери в сетях… Если по электричеству — это и лампочки в подъездах, и неизбежные технические потери, и домофон, и лифт, и подкачивающие насосы, создающие для дома необходимый напор воды. Наверняка от общедомового электричества (а от какого же еще?) питается и оборудование интернет-провайдеров… Как это высчитывается и складывается?
Андрей Мигаль приводил примеры. Поднимал таблички с формулами — то с одной, то с другой… Но к окончанию первого часа непрерывных объяснений у зала любопытство сменилось негодованием. Речь замминистра несколько раз прерывали недовольные пенсионеры: «Зачем вы сыплете этими формулами? Мы не способны воспринимать все это, тем более на слух! Объясните лучше, почему в наших квитках такие суммы! Почему у нас общедомовое потребление воды и электричества выше, чем в квартире! И как сделать, чтобы такого не было?»
Ответ был довольно прост: экономить и ставить счетчики. Это, дескать, единственный путь. По залу пронесся гул недовольства: сейчас как раз­-таки те жители, которые счетчики установили, пострадали больше всего. Они платят и за то, что потребили сами, и за недобросовестного соседа, который, возможно, пустил толпу мигрантов, те тратят ресурсы, а платит он, как и все — с площади жилья. Ведь счетчики-­то ему ставить невыгодно!
«Эту проблему мы пытаемся решить, — отметил руководитель управления городского хозяйства Геннадий Ананьев. — Периодически мы выходим в рейды по резиновым квартирам совместно с УФМС и полицейскими. От управления городского хозяйства хожу я и еще один мужчина — остальные сотрудники у нас женщины, и ходить поздно вечером по квартирам — не женское дело. Нам за это никто не доплачивает. Порой доказать, что люди живут в квартирах — невозможно. Каждый раз мы приходим и каждый раз нам один и тот же человек может заявить: он, дескать, зашел в гости чаю попить. Имеет право? Да, имеет. Но когда он нам попадается один раз, второй, пятый — очевидно, что он лукавит».
В зале родилась идея: так, может, общедомовое потребление стоит рассчитывать по людям, а не по метрам? «Я живу в квартире одна, — выступила перед залом пожилая женщина. — Я потребляю ресурсы одна. Но плачу не я, а мои метры! Какой в этом смысл?»
Комментировать нововведения, которые придумали федеральные органы, на круглом столе никто не стал: закон есть закон и надо его выполнять. С этим никто не поспорит. Вот только никто из участников круглого стола так и не смог ответить, почему людям приходится во всем этом разбираться. Самим. Почему им надо искать в библиотеке, Интернете и «Российской газете». Решать формулы, которые напридумывали чиновники. Фактически самим бороться с недобросовестными соседями. И самим же оплачивать из собственного кармана жадность последних. И главное — почему каждому из людей на старости лет необходимо становиться юристом, коммунальщиком и математиком — и только для того, чтобы вникнуть в очередные «сюрпризы» чиновников…

А что Вы думаете по этому поводу?