Детские годы чудесные

30.10.2012

Около половины обнинских школьников к десятому классу не могут определиться с выбором профессии.

«Где работать мне тогда?»

«Самоопределение в выборе профессии — это основная проблема сегодняшних старшеклассников, — говорит директор лицея «Держава» Оксана Копылова. — Ребята с восьмого класса должны начинать задумываться, какую профессиональную нишу они себе выберут, как будут зарабатывать себе на хлеб. Если к 10-­му классу ученик может четко ответить на этот вопрос, значит, школа выполнила свои обязанности. Но на сегодняшний день, к сожалению, порядка 50% старшеклассников затрудняются с ответом».
В исследовательских целях целесообразно проводить разные опросы, такие как опрос клиентов, рабочих или школьников. Это помогает выявить ту или иную позицию опрашиваемых по исследуемой теме. Преподаватели отмечают крайний инфантилизм старшеклассников. «Ребята не понимают сложной структуры окружающего мира, — говорят педагоги, — и их запросы крайне примитивны». Бывает, что молодой человек хочет в принципе зарабатывать много денег, но не может объяснить, каким образом он это будет делать. Девочки же видят себя в гламурном образе безо всякой критичности относительно своих способностей и возможностей. «У нас есть программа «Твой выбор профессии», — продолжает Оксана Николаевна, — работают психологи, мы постоянно проводим экскурсии по предприятиям нашего города. Но серьезным минусом, на мой взгляд, является нынешняя установка родителей на то, что любой выпускник должен получить высшее образование. Потом, когда ребенок получит специальность, допустим, менеджера или юриста в вузе, не имеющем хорошей репутации, ему трудно «спуститься» до рабочей специальности, где он мог бы себя реализовать, если бы с самого начала трезво оценил ситуацию». Оксана Николаевна большие надежды возлагает на новые образовательные стандарты, которые в 5­-м классе будут применяться уже в 2013 году. «Состав и спектр дисциплин, широкая внеурочная деятельность, предусмотренные новыми образовательными стандартами, — говорит Копылова, — помогут воспитать личность, видящую многогранность мира».
Но результаты внедрения новых стандартов будут видны, когда эти пятиклашки закончат школу…

Чтобы не заблудиться

Директор 3-­й школы Любовь Сучкова отмечает, что ребенок зачастую не только не может выбрать свою будущую специальность, но даже определиться, кто он по сути — естественник, гуманитарий или математик: «Каждый год бывают случаи, когда в 10-­м классе ученик посещал математический класс, а в 11­-м переходит в гуманитарный: передумал поступать в тот вуз, куда собирался.

Учатся, света белого не видя...

Учатся, света белого не видя...

А ведь количество часов изучаемых дисциплин зависит от профиля класса. Поэтому, если ребенок колеблется в выборе, ему лучше идти в универсальный класс». Любовь Михайловна также отмечает желание родителей довести ребенка до института: «Программа старших классов довольно сложная. Если у ребенка нет способностей к учебе, то, даже если он и хочет учиться, для него ученье станет каторгой, появляются психологические проблемы. Мы, конечно, никого не выгоняем, и любого «дотянем» до необходимого стандарта, но чем это закончится? В этом году, например, в школу пришла устраиваться выпускница юридического факультета одного из вузовских филиалов, хотела преподавать обществознание. Во время беседы выяснилось, что она даже терминами не владеет… Зачем ей было терять время и деньги на такую учебу?»
Любовь Михайловна говорит и о серьезной перегрузке старшеклассников. Ребята усиленно учатся, чтобы успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз. В «доегэшное время» школьники, нацеленные на поступление, тоже учились, белого дня не видев. Но у них было два дополнительных летних месяца, чтобы подготовиться к августовским экзаменам. Сейчас же весь одиннадцатый класс посвящен подготовке к ЕГЭ. «Конечно, ЕГЭ имеет серьезные плюсы, с этим сейчас никто не спорит. Но, честно сказать, при прежней системе у меня, как у учителя, было больше возможности не только для преподавания своего предмета, но и для воспитания у ученика умения отстаивать свою точку зрения, грамотно излагать свои мысли», — говорит Любовь Михайловна. Она — преподаватель истории. Понятно, что на уроке истории «поговорить» очень важно. Но и у преподавателей физики — например, у директора гимназии Александра Сухарева, — тоже есть некоторое недовольство в связи с подготовкой старшеклассников к выпускным экзаменам.

Физики и лирики

Александр Сухарев считает, что проблемы у ребят возникают не столько с самоопределением, сколько с широтой выбора будущей профессии. «Сейчас многие вузы предлагают старшеклассникам участвовать в олимпиадах. А, поскольку сейчас выпускники могут подавать документы в несколько высших учебных заведений, ученики 11­-го класса стараются участвовать в максимально большем количестве олимпиад. В результате на подготовку к школьным занятиям времени у них практически не остается. Ребята с безразличием относятся к предметам, по которым не придется сдавать ЕГЭ, что, конечно, однозначно сужает развитие их личности».
Заметим, что согласно нынешнему законодательству, в аттестат по предмету идет средняя оценка за 10 и 11 класс. То есть, если ребенок поднапрягся в 10-­м классе и получил «пятерку», то в 11­-м «ненужный» предмет вообще можно не учить — если будет «три», в аттестат уйдет средняя четверка. Да и конкурса аттестатов сейчас нет, так что в принципе можно не напрягаться. «Мы видим, как у старшеклассников сужается круг интересов, — говорит Александр Егорович. — Ребята должны освоить образовательную программу, и учитель, который чувствует личную ответственность, не будет снижать требования к ученику. И тем не менее, несмотря на все усилия преподавателей, зачастую ни ученики, ни их родители не понимают, что человек должен иметь широкое общее образование. Без этого личность ребенка будет ограниченной. И вряд ли в таком случае он сможет добиться серьезных жизненных высот».
Директор Обнинской свободной школы Татьяна Мачула также отмечает, что в старших классах, когда все подчинено одной цели — сдать ЕГЭ и поступить в вуз, — у ребенка не хватает времени на нормальную жизнь. «Старшие классы превращаются в придаток вуза, а ведь у школы совсем иное предназначение, — уверена Татьяна Алексеевна. — Точечное образование не способствует развитию личности. Я — консерватор, и считаю, что человек должен получать широкое образование». В самом деле, сколько случаев, когда ребенок занимается танцами, ходит в спортивную секцию или театральную студию, и тут наступает «час Х» — и на два года ему полностью перекрывают кислород. «Все для фронта, все для победы!» — все для поступления, все для сдачи ЕГЭ! А спросили ли, собственно, самого ребенка, чего он хочет?
«Если выпускник поступает в вуз, чтобы получить специальность юриста или менеджера, — говорит психолог Ольга Заверталюк, — это, как правило, выбор родителей, а не самого подростка. Ребенок еще сам не понял, что он хочет, или же хочет в принципе того, чего родители никогда не одобрят — например, поступить на актерский факультет. И тут на него начинают давить: «я знаю, как лучше!». Навязанный выбор рождает массу проблем и конфликтов, и уж, конечно, не делает счастливее ни самого ребенка, ни папу с мамой». Как быть? Дать любимому ребенку возможность погубить свое будущее — ну какой, на самом деле, из него актер? Или быть готовым слушать лет через десять, что погубил, мол, его мечту, вынудил заниматься нелюбимым делом?
Продвинутые родители ведут ребенка в центры по профориентации. Особо продвинутые — везут своих чад в Москву. А результат, в общем­-то, не впечатляет: «Мне интересна и математика, и история. И какой блок предметов мне выбирать? — рассказывает Катя Донцова, ученица 10 класса. — Поехали в Москву определяться. Я заполнила необходимые тесты, и психолог нам сообщил, что я одинаково способна и в математике, и в истории. Будто я не знала… Я, может быть, врачом бы хотела стать, только я с биологией совсем не дружу, и никогда не смогу хорошо сдать ЕГЭ по этому предмету. С литературой у меня вроде неплохо получается, так что буду выбирать гуманитарную профессию». А вот Сашу Емельяненко, наоборот, всей семьей уговаривали стать врачом: и дедушка всю жизнь проработал врачом, и мама — врач. Целый год шли сражения, пока семья сдалась, согласилась, чтобы она сама выбрала себе специальность. А та еще не решила, кем хочет быть. Первая четверть ее 11­-го класса уже заканчивается… Девочка будет сдавать гуманитарный блок — но какую специальность выбрать — еще не знает.

А что Вы думаете по этому поводу?