Стали «более лучше» одеваться

04.09.2012

Далеко не все обнинские образовательные учреждения ратуют за школьную форму, но так или иначе за дресс­-кодом следят везде.
Накануне нового учебного года в Управление общего образования пожаловала барышня-десятиклассница — переводиться из одной школы в другую. В учреждение пришла в настоящем боевом окрасе: в ушах — серьги с черными перьями до плеч, на лице живого места нет — кольца торчат в бровях, губах, ноздрях… Сотрудники управления тактично поинтересовались, будет ли юная дева в таком виде посещать занятия. Та ответила: «Конечно, нет! В школу я хожу, как все, а после уроков одеваюсь, как мне нравится».
Кстати, даже по закону школа не является местом для самовыражения через внешний вид. «В законе об образовании, статья 13 определено, что состав образовательного учреждения содержит порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей», — говорит начальник Управления образования Татьяна Волнистова.
Тем не менее, школы могут вносить конкретику и закреплять ее в уставе образовательного учреждения. Одни «узаканивают» школьную форму, другие вводят запреты на отдельные предметы одежды. Впрочем, стоит оговориться: тут все решает не директор школы единолично, а школьный совет, в который входят как преподаватели, так и родители и дети.
Если в школе введена форма — тут все понятно: рубашка, юбки-­брюки, жилетка — все унифицировано. А если нет? Можешь ходить как хочешь? Оказывается, нет. Например, уставом школы №4 запрещены… свитера (исключение — в мороз) и джинсы. Правда, не все — темные можно — а вот нельзя, чтобы они сверкали стразами или чтобы через рваные швы «сверкали» коленки.

Многие обнинские подростки уже приспособились к школьному дресс-коду

Многие обнинские подростки уже приспособились
к школьному дресс-коду

Отдельно прописана длина юбки: она не должна быть короче 40 см. Однозначно нельзя носить прозрачную одежду и цвета «вырви глаз». Все эти требования действуют на территории школы во время уроков и не только. Если, скажем, класс пригласили на линейку к Вечному Огню в выходной день — не вздумайте обвешаться крестами и накраситься яркой помадой. Мальчикам нельзя носить длинные волосы и делать, как сейчас модно, «тоннели» в ушах (прокалывается ухо, постепенно дырка расширяется и вскоре в нее можно чуть не кулак просунуть…).
Татьяна Волнистова признается: лично она выступает за школьную форму. «Учителю психологически проще работать в классе, который не пестрит, — говорит руководитель обнинского образования. — Но мы не зацикливаемся на одном лишь удобстве учителя. Мы должны научить детей понимать одну важную вещь: не имеет значения, как ты выглядишь, а важно то, чем голова наполнена. Школа должна и обязана наполнять ее знаниями, правильными жизненными ориентирами. Но и семья, и школа формируют внутреннюю культуру, и, пожалуй, выполнение определенных требований к одежде школьника — элемент формирования культуры».
Впрочем, подростки уже приспособились и к дресс-коду, и научились самовыражаться другими путями. Та же 40­-сантиметровая юбка с легкостью перестает быть консервативной, если ее спустить на бедра, или, напротив, подтянуть повыше коленей. А еще помимо одежды у современных подростков есть всякие гаджеты, про которых во многих уставах нет ни слова, — крутые смартфоны и айпады.
В школах признаются: при всей строгости дресс-­кода бороться за его исполнение очень тяжело. Потому что рычагов для давления не так уж и много. В прошлом году был случай — в одной из школ директор поймал в коридоре мальчишку­-старшеклассника и велел немедленно состричь слишком пышную шевелюру. Даже с уроков снял. На следующий день школьник вернулся с возмущенными родителями («Нарушаются права нашего ребенка!»), а вместо длинноволосого юноши в школе нарисовалась другая проблема — девочка из параллельного класса выкрасила волосы в ярко­-розовый цвет. «Даже если ребенок не соблюдает правила внешнего вида, его не могут прогнать с уроков, — говорит Волнистова. — Задача учителя — сделать так, чтобы подросток сам оделся прилично. Это прекрасно получалось у Раисы Павловны Маслевской, которая много лет возглавляла школу №6: она не давила, не принуждала, но могла подобрать нужные слова и решить проблему. В этом и заключается мастерство педагога».

А что Вы думаете по этому поводу?