Работа «железными руками»

26.07.2012

Молодой мастер Карповского института «навсегда» обогнал многих выпускников вузов — заменить его не получится.

На конкурс «Человек года» обычно выдвигают ученых, крупных руководителей — людей, чьи имена у всех на слуху. Казалось бы, как попасть в такую компанию рабочему? Но Юрий Симкин, мастер производства радиоактивных препаратов «Карповки», демонстрирует: рабочие профессии не менее творческие и интересные, чем те, в которых требуется получение высшего образования.
Самые современные лекарства и средства диагностики онкологических заболеваний создаются в филиале НИФХИ им. Карпова. И Юрий Симкин участвует в решении целого комплекса этих стратегически важных и очень сложных задач — получении молибдена­99 из облученной урановой мишени, утилизации высокоактивных отходов производства, получении циркония­95, проведении экспериментальных работ по усовершенствованию аппаратной оснастки, технологии производства этих радионуклидов.
«Институт получает прибыль в основном именно за счет нашего производства.
О процессе рассказывать не стану, это было бы понятно только химикам, — говорит Юрий Алексеевич. — Скажу одно — наши препараты поставляются в клиники по всей России, а молибден — и за границу. Мы можем получить молибден чистоты 99,9%. Цирконий делаем для военных нужд».

Но при всем при том особой секретностью работа Юрия Симкина не отличается. «Я могу свободно выезжать за границу, нам это не запрещено. Сейчас любой человек в Интернете в состоянии найти описание получения того же молибдена. Но это не значит, что он сможет его добыть, без специального оборудования ничего не сделаешь. Все установки, подобные нашей, — ядерноопасные объекты, их никогда не отдадут в частные руки», — уверен Симкин.
Несмотря на то, что Юрий говорил о сути его работы, понятной только химикам, сам он отнюдь не химик. Закончил обнинское училище №11 и пришел на «Карповку» учеником, буквально через несколько месяцев прошел аттестацию и стал аппаратчиком. С тех пор, за десять лет, прошел путь до мастера производства. Под его началом пять человек, причем самой высокой квалификации.
«Учусь в процессе работы, — говорит Юрий Симкин. — У нас не конвейер, когда каждый день — одно и то же. При кажущейся одинаковости процесса есть очень существенные различия, требующие ежедневного «включения мозга». К нам многие приходят устраиваться на работу, интерес у людей есть. Но большинство буквально через два­три дня говорят — мол, это не мое. Потому что тяжело, нужно хорошее зрение, реакция. А мне нравится разнообразие, оно стимулирует развитие».
Работа проходит в горячей камере небольшого размера — приблизительно два на два метра. Внутрь человек зайти не может — за процессом наблюдают через специальное стекло, а все манипуляции выполнятся при помощи «железных рук».
На вопрос, кем он себя видит еще через десять лет, Юрий ответить затрудняется. Но говорит, что работа его практически полностью устраивает, и он хотел бы трудиться именно в этой узкой, но крайне интересной области и дальше. «Хотелось бы, конечно, инноваций, — размышляет Юрий Алексеевич. — У нас оборудование старое, в основной массе — шестидесятых годов. Установка хорошая, она работает и позволяет добиваться высоких результатов. Но все равно хочется большего. Одно время у нас был единственный генератор технеция на всю Россию, после того, как реактор ФЭИ остановили. Сейчас в Димитровграде запустили свою установку, германскую, стоимостью 2 млрд рублей. Конечно, я хочу на нее посмотреть, пока я ее только на картинке видел. Вот бы и нам что­то подобное».
Конечно, вряд ли в одночасье выпускники школ откажутся от «высшего образования любой ценой». Мол, лучше я выучусь «на менеджера» и буду продавать бытовую технику в каком­нибудь сетевом магазине, зато с дипломом. Но все же постепенно, глядя на таких людей, как Юрий Симкин, мамы­папы, да и сами подростки задумаются — может быть, лучше поискать дело по душе и стать узким, но очень востребованным специалистом на производстве?

Татьяна МАЛОВИЧКИНА

А что Вы думаете по этому поводу?