Менять нельзя оставить

28.03.2012

Систему выборов местных депутатов надо менять.

В последнее время в Государственной Думе активно рассматриваются новые законопроекты о политических партиях и выборах губернаторов. А что же на местном уровне — именно с него начинается строительство гражданского общества?
В нашем городе депутаты избираются по мажоритарной системе относительного типа: мандат получает тот кандидат, который набирает большее число голосов. Это простая и надежная система выборов, которая хорошо работает при соблюдении одного важного принципа: один круг — один депутат.
Однако в нашем городе более изощренный вариант. Депутаты избираются по системе многомандатных округов. Территория города разбита на шесть округов, в каждом избирается по пять депутатов. Такие округа появились в нашем городе в 2002 году. Считалось: чем крупнее округ, тем больше авторитет или, как теперь принято говорить, легитимность депутата.
На деле же, как показал опыт, такая система ставит многих избирателей в тупик. Одно дело — выбрать из списка в пять-шесть кандидатов одного, о котором вы много знаете. И совсем другое — когда перед вами двадцать пять претендентов, из которых нужно выбрать не одного, а целых пять. Это почти непосильная задача для слабо информированного горожанина. Как в этой ситуации поступает избиратель? Он выбирает сначала одного-двух, о которых имеет более-менее полную информацию, а затем остальных по формальным данным, зафиксированным в бюллетене. В ОФ ГУУ мы специально имитировали со студентами ситуацию такого выбора и каждый раз убеждались, что его результаты носят случайный характер. Впрочем, это показывает и состав сегодняшнего городского Собрания.
Но главные недостатки системы многомандатных округов становятся очевидными, когда горожанин надеется получить поддержку своего депутата в решении какой-либо проблемы. А кто его депутат? Ведь в его большом округе их целых пять, а как известно, у семи нянек… Вот и получается, что существующая система разрушает живую связь между депутатом и его избирателем.
Тогда, может быть, вообще отказаться от мажоритарной системы и перейти, как многие предлагают, к пропорциональной системе выборов? Тем более в законе о местном самоуправлении появилась поправка: если состав представительного органа власти превышает 20 депутатов, не менее половины мандатов должны распределяться между кандидатами, выдвинутыми по спискам партий, пропорционально количеству отданных за каждую из них голосов. Это как раз наш случай. Здесь самое главное не перегнуть палку в сторону партийной системы.
Лучшим решением, на мой взгляд, для нашего города является сочетание двух систем по принципу «пятьдесят на пятьдесят». Общая численность депутатов остается прежней — 30 мандатов. 15 депутатов избираются по партийным спискам по единому городскому округу. Здесь кандидатов выдвигают только партии.
15 депутатов избираются по мажоритарной системе по 15 одномандатным округам (один депутат — один округ). Здесь кандидат может выдвинуть себя сам без всякой партии.
На практике это означает, что весь город будет разделен на 15 избирательных округов. Каждый горожанин на избирательном участке получит на руки два бюллетеня. Один со списком кандидатов, из которого он должен выбрать только одну фамилию — своего окружного депутата. И другой — с названиями партий, из которого он выберет ту, чью программу разделяет.
Такая система будет стимулировать развитие партийной конкуренции и одновременно позволит становиться депутатами авторитетным личностям, укрепит связь между избирателями и их представителями — каждый избиратель будет точно знать своего депутата.

Олег САВЧЕНКО,
директор Обнинского филиала Государственного Университета Управления, ректор ФРИДАС

А что Вы думаете по этому поводу?