Обнинск не стал доступнее

22.04.2009

Дмитрий Уханов, председатель Обнинской общественной организации инвалидов на колясках «Оранта».

Проект Программы «Доступный город» был разработан Обнинской организацией инвалидов на колясках «ОРАНТА» и передан в администрацию города еще в начале 2002 года. Прошло ровно 7 лет. Стал ли Обнинск доступным городом?

Отвечаю: нет, не стал. И на мой взгляд, можно назвать две основные причины.
Во-первых, это непонимание чиновниками и ответственными лицами философии независимой жизни, которая должна составлять суть и дух Программы.
Изначально предполагалось, что реализация Программы должна помочь человеку с ограниченными возможностями преодолеть физические, социальные и психологические барьеры, активно участвовать во всех аспектах жизни города.

К сожалению, многие убеждены: чтобы среду сделать безбарьерной, достаточно положить два швеллера на крутые ступеньки, и всe готово.
Хотелось бы процитировать выступление президента РФ Дмитрия Медведева на президентском Совете по делам инвалидов 7 апреля этого года: «Россия присоединилась к Международной конвенции по правам инвалидов, которая предусматривает создание полноценной, как принято говорить, безбарьерной среды для инвалидов. Обеспечивает их права на работу, на медицинское обслуживание, на образование, полноценное участие в общественной жизни».

К сожалению, в бодрых выступлениях обнинских чиновников по Программе «Доступный город» можно услышать о чем угодно, но только не о создании безбарьерной среды в городе, не о том, сколько детей с ограниченными физическими возможностями учатся в обычных школах, или не о том, сколько инвалидов в Обнинске реально работают.

Вторая причина искажения и неэффективности работы Программы «Доступный город», на мой взгляд, звучит так: «Ничто без нас».
Это девиз той самой Конвенции по правам инвалидов, о которой упоминает президент. В данном контексте он означает следующее: никакие вопросы Программы не должны решаться без нашего участия. Очень актуальный девиз. Причем участие не формальное, как, например, просто числиться в списках рабочей группы по Программе «Доступный город».

Элементарный пример. При реконструкции фасада администрации города сделали пандус, в холле поставили диван, организоваливозможность вызвать чиновника «для беседы на диване». Казалось бы, вот она, безбарьерная среда! Но все это решалось и исполнялось без нашего участия. И что в результате?
Во-первых, пандус не соответствует нормативам — слишком крутой и скользкий, для человека на коляске подниматься без посторонней помощи просто опасно для жизни.
Во-вторых, предположим, в процессе ожидания или беседы потребуется посетить туалет, что тогда? Все те же ступеньки в холле, узкая дверь, отсутствие специальной кабинки.
И в-третьих, такое решение «дальше порога вам делать нечего» ярко отражает «понимание» проблемы и отношение к людям с ограниченными физическими возможностями.

В этом году заканчивается срок действия программы. Я очень надеюсь, что она не умрет невыполненной — будет написана новая. И мы готовы внести свой посильный вклад. В дополнение к этому, наша организация рекомендует создать совет или координационную комиссию по делам инвалидов при мэре. Хотелось бы, чтобы сам мэр, по примеру президента РФ, принял личное участие в работе этого совета, что, возможно, поможет сделать Обнинск действительно более доступным.

А что Вы думаете по этому поводу?