На всех не хватит

21.04.2009

Депутат Олег Комиссар сделал анализ городского бюджета с учетом экономических кризисных явлений.

За последние несколько лет мы привыкли к динамичным позитивным изменениям в нашем городе — приводятся в порядок автомобильные дороги, меняется освещение на улицах и во дворах, ремонтируются школы и жилые дома и т.д. За последние четыре года сделано очень много. Но начался глобальный экономический кризис, который затронул всех, и Обнинск не исключение.
Сейчас всех интересует вопрос — как изменится жизнь города в связи с новыми экономическими условиями. Эти изменения во многом определяются местным бюджетом.

С каким бюджетом Обнинск вошел в 2009 год

Бюджет города с 2005 по 2009 год увеличился по доходам в 2,6 раза и составил 2 221,5 млн. руб., особенно значительный их рост произошел с 2006 по 2008 год, за этот период они поднялись почти на миллиард рублей. В основном этот рост происходил за счет собственных доходов бюджета, а именно за счет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — росла зарплата, соответственно увеличивались и поступления от НДФЛ.
В общем бюджетном «пироге» доля этого налога превысила даже размер федеральных и областных субвенций. А если посмотреть только на структуру местных доходов, то окажется, что доля НДФЛ составила в ней 44 %.

В 2007 году началась работа по переводу механизма формирования бюджета города от «затратного» принципа к «предметноцелевому». Доля капитальных расходов начала постоянно расти, что позволяет говорить о том, что Обнинск имеет уже не бюджет выживания, как это было до 2005 года, а бюджет развития. За последние два года в городе открыто 9 муниципальных целевых программ по наиболее острым направлениям: капитальный ремонт многоквартирных домов, комплексная профилактика правонарушений, обеспечение жильем молодых семей, адресная социальная поддержка малоимущего населения и др.

Пострадает ли бюджет города 2009 года от финансового кризиса

Сложности с бюджетом, несомненно, возникнут, но они не будут носить катастрофический характер. И вот почему. В структуре доходов бюджета нашего города основную долю составляют поступления от НДФЛ (28%) и субвенции из федерального и областного бюджетов (25%). Поступления от упрощенного налога запланированы на уровне 8%. Федеральный трансферт на развитие наукограда составляет 8% и земельный налог — 7%. Остальные поступления составляют менее 5% каждое (рис. 3).

Федеральные и областные субвенции в размере 556,3 млн. руб. предназначены для финансирования социальных программ: детских пособий, пенсий, дошкольного и школьного образования и т.п. Данные выплаты гарантированы законодательством и проходящая в настоящее время корректировка федерального бюджета направлена на увеличение средств на социальную защиту населения. Поэтому они могут даже немного увеличиться.

По моему мнению, кризис не приведет к уменьшению величины трансферта из федерального бюджета на развитие наукограда в 2009 году. Городов с таким статусом в стране всего 14. Доля затрат на их поддержку в федеральном масштабе незначительна, и, учитывая высокий социальноэкономический статус этого явления в инновационной экономике России, можно с большой вероятностью предполагать, что финансирование Обнинска как наукограда не сократится.

Сложнее ситуация с поступлениями от налога на доходы физических лиц, т.к. они напрямую связаны с уровнем заработной платы работоспособного населения и общим количеством работающих. Так, общее снижение уровня заработной платы на предприятиях города на 25% приведет к потере дохода в бюджете города в 154 млн. руб. А увеличение количества безработных на 2% снизит доход бюджета на 12 млн. руб.

Поступления от упрощенного налога и единого налога на вмененный доход (ЕНВД), на мой взгляд, не так сильно уменьшатся. Эти налоги платят малые предприятия и предприниматели, объемы деятельности которых практически не сократились — они реализуют важные для повседневной жизни горожан товары и услуги.

В бюджете предусмотрен резерв для покрытия непредвиденного снижения доходов. Впервые в бюджете города на 2009 год за счет экономии средств создан целевой антикризисный резерв в размере 25 млн. руб., который еще называют «подушкой безопасности». Кроме того, имеется возможность взять кредит в банках объемом 100 млн. руб. Зарезервированы средства на случай повышения цен на тепло, воду и энергию. Предусмотрены средства на социальную поддержку горожан с невысокими доходами. Конечно, необходимо сэкономить на расходах. Городская администрация планирует их сокращение на 128 млн. руб. Ледовый дворец, на который предполагалось потратить в 2009 году 80 млн. руб., скорее всего, строиться не будет. Хотя окончательное решение по этому вопросу еще не принято.

Кому и как помогать в первую очередь

Во-первых, целесообразно обеспечить минимальные потери в доходной части бюджета, оказав помощь коммерческим предприятиям города. Для этого необходимо снизить ЕНВД на 2009 год, хотя это может показаться парадоксальным. Ставки этого налога рассчитывались в 2006-2007 годах, исходя из высокой доходности коммерческой деятельности в условиях динамично растущего покупательского спроса в Обнинске. Для нынешних условий они являются завышенными и требуют скорейшего пересмотра.

Доля ЕНВД в доходе бюджета не превышает 5%. Эта мера окажет непосредственное позитивное воздействие на налогооблагаемую базу по НДФЛ. В результате этой меры она, несомненно, возрастет, что приведет к росту доходов бюджета. С этой же целью предлагаю рассмотреть возможность кратковременного снижения до конца года аренды муниципальных помещений (5% в доходе бюджета), налога на имущество физических лиц и организаций (составляет по 4% каждый), аренды земли (3%), налога на прибыль организаций (1%).

Во-вторых, необходимо обеспечить адекватный уровень социальной защищенности малообеспеченного населения за счет увеличения абсолютных размеров помощи из городского бюджета и удерживания цен на муниципальные услуги, оказываемые горожанам, на уровне 2008 года. Рост цен на товары и услуги — это не что иное, как попытка предпринимателя свои финансовые убытки от кризиса частично компенсировать за счет потребителей. А это недопустимо. Муниципальные предприятия должны заняться поиском неэффективных расходов в своей деятельности и там изыскивать средства.

Где взять дополнительные деньги

Именно сейчас настало время безотлагательно заняться повышением эффективности расходования бюджетных средств. Следует отметить, что город имеет приличный финансовый «жирок» в виде капитальных расходов. Эта статья затрат в последние годы развивалась с опережающими темпами по отношению к темпам роста доходов бюджета. Как правило, в случае ухудшения финансовой ситуации не открываются новые крупные стройки и «замораживаются» капитальные строительства, остановка которых не приводит к ухудшению жизненно важных потребностей горожан.

К публикации “На всех не хватит”
1 комментарий

  1. Алексей,
    Апрель 22, 2009 22:50

    Доброго времени суток!
    Спасибо за статью все очень информативно и наглядно, но есть вопрос. Сразу оговорюсь, что я к финансам имею весьма посредственное отношение, так что не судите строго, если что-то не верно в моих рассуждениях.
    Собственно сам вопрос:
    насколько я понял из графиков “Изменение расходов бюджета города Обнинска” и “Собственные капитальные затраты Обнинска в 2009 году”: второй график представляет собой долевой состав данных первого за 2009 год? Если это так, то почему: “Ледовый дворец, на который предполагалось потратить в 2009 году 80 млн. руб., скорее всего, строиться не будет.” ?
    Ведь затраты судя по графикам составили бы 2 450млн х 21% = 514 млн

А что Вы думаете по этому поводу?