Учить или зарабатывать?

29.11.2011

Перемены в образовательном поле касаются не только учебных стандартов, но и самого подхода к деятельности школ. Им предоставляются возможности самим зарабатывать (и тратить по своему усмотрению) деньги. И к тому есть два предусмотренных законодательством пути — дополнительные платные образовательные услуги и сдача в аренду помещений. Когда в конце минувшего учебного года о такой «личной» проблеме, как дополнительный заработок учебных заведений, громко заговорили на государственном уровне, многие родители высказывали опасения, что им придется оплачивать занятия, которые раньше шли бесплатно, например, факультативы. Или же, что образовательные учреждения, в погоне за дополнительной прибылью, начнут сдавать арендаторам далеко не лишние школьные площади. Как же складывается ситуация на сегодняшний день?

Здесь все бесплатно

Новый образовательный стандарт «подвинул» платные услуги

Из 15 учебных заведений города, дающих среднее образование, только пять школ оказывают образовательные услуги. Это гимназия, лицеи «Держава» и ФТШ, 16-я и 11-я школы.
Гимназия традиционно проводит платные курсы по математике и русскому языку для четвероклассников, желающих поступить в это учебное заведение, и для 11-х классов — курсы для подготовки к ЕГЭ. «Были у нас платные услуги для учеников 9-х классов по предпрофильной подготовке, — говорит директор школы Александр Сухарев, — но сейчас мы это делаем бесплатно».
16-я школа платно проводит развивающие занятия для младших школьников, в «Державе» есть образовательно-развивающие курсы для 4-х классов для адаптации учащихся ко второй ступени образования и платная предпрофильная подготовка для 9-х классов.

Чем больше учатся — тем больше умеют

Чем больше учатся — тем больше умеют

ФТШ организовало платную подготовку для желающих поступить в свое учебное заведение и довузовскую подготовку в МАИ, с которым школа давно и продуктивно сотрудничает. Но, как говорит директор Владимир Латышев, именно для ФТШ финансового смысла в этой платной услуге нет. А в 11-й школе на платной основе действует «Школа искусств». Остальные городские школы платных образовательных услуг не предлагают вовсе. С этим видом заработка в городских школах как-то не густо. С чем это связано?
«В Обнинске большое количество старшеклассников серьезно готовятся к ЕГЭ, они занимаются индивидуально с репетиторами, — говорит директор 11-й школы Анатолий Гераскин, — и соревноваться с этой схемой школы не могут в принципе. Кроме того, финансовые интересы преподавателей, если говорить о дополнительных занятиях, лежат как раз в плоскости репетиторства. Если говорить о курсах, в Обнинске работает педагогическое сообщество «Афалина», финансируемое из городского бюджета, где на весьма высоком уровне с ребятами занимаются бесплатно. И какой смысл родителям платить школе за те же групповые занятия?»
Но это вовсе не значит, что дополнительное образование в школах отсутствует — просто оно бесплатно. С введением новых образовательных стандартов в младших классах на дополнительные занятия были выделены часы — 27 в неделю! — которые оплачиваются учителям не из родительского кармана, а из так называемого стимулирующего фонда. Все городские школы предлагают в рамках дополнительного образования кружки, факультативы, спортивные секции — детям есть из чего выбирать.

Есть база, есть аренда

Школы серьезно отличаются «арендными» возможностями

Практически все школы занимаются предоставлением площадей арендаторам. Речь, как правило, идет о сдаче спортивных залов. В 16-й школе, например, уже не первый год занимается спортивная школа Масютина. 11-я школа сдает спортзал на выходные, 7-я пустила в свободное время борцов, ФТШ — танцоров… Часть школ спортзалы сдавать отказываются: «Нам самим мало, — говорит директор гимназии Александр Сухарев, — количество часов по физкультуре увеличилось, и свободного времени, когда бы спортзал простаивал, нет». Такая же ситуация у 5-й школы, 3-й, Технического лицея и 4-й школы — в свободное от уроков время в зале занимаются бесплатные детские секции. «У нас занятия заканчиваются в 21 час, — говорит директор 4-й школы Владимир Светлаков, — спортзал загружен».

Бесплатные дополнительные занятия в 3-й школе

Бесплатные дополнительные занятия в 3-й школе

«У нас в выходные слеты проходят и другая внеурочная деятельность, а в спортзале занимаются детские секции», — подтверждает слова коллеги Любовь Фролова, директор 12-й школы. На этом фоне серьезно выделяется лицей «Держава». В учебном заведении, где спорту уделяется серьезное внимание, есть та самая база, которой не хватает другим школам. И этой базой хозяйственно распоряжаются: спортплощадками и бассейном пользуются пловцы, борцы, и некоторые другие секции в рамках «блока дополнительных образовательно-развивающих занятий».
Оксана Копылова, директор «Державы», разработала довольно удачную «арендную» позицию. «Мы сдаем площади только тем арендаторам, которые предоставляют развивающие и образовательные услуги — у нас, например, базируются две школы иностранных языков, несколько спортивных секций и танцевальных школ разных направлений. То есть они дополняют ту деятельность, которую мы ведем. Это «усиливает» позиции лицея как образовательного и культурного центра микрорайона и позволяет школе зарабатывать на рынке образовательных услуг». Наталья Бачина, директор 16-й школы, считает: «Школа должна оставаться школой. А формы аренды могут быть разными. Например, мы предоставили площади научно-практической конференции «Юность.Наука.Культура», а нам по окончании мероприятия подарили проектор, причем довольно дорогой».
Каждый директор сам выбирает, каким образом его учреждение может заработать на аренде: Василий Рогожин, директор 1-й школы, например, помещения за пределами школы сдает, а теплицу — принципиально нет. В этой теплице, между прочим, дети выращивают рассаду. Школа полностью обеспечивает себя цветами. И это тоже можно считать заработком — ведь те деньги, которые были бы потрачены на посадочный материал, пошли на другие школьные нужды. А 4-я школа теплицу еще сто лет назад сдала типографии, и тоже имеет свою пользу. У 7-й школы тоже была теплица, но сейчас она в полуразрушенном состоянии. Татьяна Бурмистрова, которая только в этом году стала директором этого учебного заведения, отремонтировать ее пока не успела.

Есть такое мнение

Мнения директоров школ о том, должны ли школы зарабатывать деньги, разошлись, как в море корабли

Анатолий Гераскин, директор 11-й школы, уверен: нельзя принимать тезис, что школа должна зарабатывать деньги — есть функции, которые заложены в ее деятельность государством, и эта основная деятельность съедает большую часть времени преподавателя. Александр Сухарев, директор гимназии, считает, что основная задача школы — это хорошее образование. И серьезных денег на дополнительных услугах школа заработать не сможет.
А Василий Рогожин, имея за плечами школу со 100-летней историей, включая и трудовую деятельность «Бодрой жизни», утверждает, что школа может зарабатывать и должна это делать, по максимуму привлекая труд своих учеников.
Директор 13-й школы Светлана Ракосей говорит, что в сложившихся условиях систематически зарабатывать деньги можно только в том случае, если есть площади, которые можно сдать в аренду. «За минувший год на «арендные» деньги мы смогли починить электрику в спортзале, на это ушло более 100 000 руб., сделали половое покрытие на первом этаже, поставили новую сантехнику. Мы не собираем с родителей деньги на охрану здания — благодаря аренде. А в летний период у нас работает трудовое объединение школьников. Ребята проводят ремонтные работы, берем всех желающих, начиная с 5-го класса. Ребята постарше получают зарплату через Центр занятости, а мы экономим школьные средства. Для девочек у нас есть трудовое объединение «Белошвейка»: тоже возможность детям заработать, а школе — сэкономить».

А что Вы думаете по этому поводу?