В ПОИСКАХ ФОРМАТА
01.04.2009
Обнинский театральный фестиваль «МИГ» в очередной раз сменил формат. Кому-то понравилось, кому-то — нет.
МНЕНИЯ О ФЕСТИВАЛЕ
Надежда Казанская, руководитель Молодежного театра:
Очень жаль, что фестиваль проходил без конкурса и публичного обсуждения спектаклей. Из-за этого особая фестивальная атмосфера утратилась. Той бурной, кипящей жизни, которая отличала прошлые фестивали, не было. А был просто ряд спектаклей, практически ничем не объединенный — просто обнинская театральная неделя.
Тем не менее, яркие впечатления остались. Очень сильно выступил театр из Рязанской области — это была работа на запредельно высоком художественном уровне. На мой взгляд, если бы проводился конкурс, этот коллектив был бы удостоен гран-при.Константин Ефремов, актер Студенческого театра, лауреат премии за лучшую мужскую роль второго плана фестиваля «МИГ-2005»:
Без конкурса не было азарта. Мы готовимся, репетируем, и хотелось, чтобы нашим стараниям была дана оценка. И не обязательно положительная. В прошлом на фестивалях выступали эксперты, которые устраивали подробный «разбор полетов», что было очень полезно для режиссеров и актеров. А в этот раз этого, к сожалению, не было.
Мне не удалось посмотреть все спектакли фестиваля, но из того, что я видел, на первое место поставил бы спектакль театра «ДЕМИ» «Апрельское колдовство». Мне очень понравилась Соня Лебедева в главной роли.
- Восьмой! Восьмой! Восьмой! — скандировали актеры обнинских любительских театров на неофициальном закрытии VII театрального фестиваля «МИГ» («Мы играем»). Этим самым они выразили свое отношение к вопросу, а стоит ли проводить подобное мероприятие в следующем году. Мнение было единодушное: «Стоит. И пусть VIII фестиваль состоится».
Но если знать, в каких муках рождалась городская театральная неделя в этом году, призадумаешься, а не в последний ли раз обнинские актеры-любители собрались вместе…
Поначалу фестиваль-2009 задумывался почти таким же, каким он был и в прошлые годы — с жюри, призами, грамотами, обсуждениями спектаклей и т.д. И, как рассказывает арт-директор «МИГа» руководитель театра «ДЕМИ» Олег Демидов, все эти пункты в положение о фестивале были включены.
Но еще осенью прошлого года полномочный представитель драмтеатра Веры Бесковой официально заявил: «В конкурсе мы участвовать отказываемся».
Старейший обнинский театр понять можно. За более чем полувековую историю Вера Петровна собрала огромную кучу наград. Когда-то, в 60-е годы, спектакль «Матушка Кураж и ее дети» транслировался в прямом эфире по телевидению на всю страну. Из обнинской художественной самодеятельности такой чести удостаивался еще разве ансамбль «Веселый дилижанс» и все.
Много-много лет коллектив Бесковой был единственным в Обнинске городским театром, обладающим немыслимой популярностью, — на премьерные спектакли могли попасть только везунчики.
Но в 90-е годы появились еще три общегородских театра, и возникла конкуренция. На первый взгляд, она никак не чувствовалась. Спектакли Веры Бесковой по-прежнему собирали и собирают полные залы поклонников, но и молодые театры обрели своих зрителей — никто не может пожаловаться на отсутствие зрительского интереса.
Однако на трех последних городских фестивалях старейший обнинский театр не взял ни одной главной награды, они вполне заслуженно доставались молодым коллективам. Когда же один из московских экспертов осмелился публично критиковать работу Веры Петровны, то был ею одернут. А и верно — художника может обидеть всякий, тем более режиссера, работающего на непрофессиональной сцене. Короче говоря, стало обидно.
Вероятно, поэтому театр Бесковой и не захотел соревноваться. «Проводить же фестиваль без старейшего городского театра — это абсурд, — объясняет Олег Демидов, — поэтому мы пошли навстречу Вере Петровне и решили, что не будет ни жюри, ни распределения мест по номинациям, ни призов. А потом начался кризис, и вопрос конкурса отпал сам собой. Бюджет фестиваля значительно сократился — денег на оплату работы жюри не стало».
Итак, конкурс на фестивале был отменен, и в этом главная его особенность — никакой «спортивной» составляющей не стало. С одной стороны, это и правильно — ну, как, скажите, сравнивать детский мюзикл «Дюймовочка» и трагикомедию «Калека с острова Инишмаан»? Как на одну доску ставить профессионалов из Калужского драмтеатра и чтецов лирики Бернса из литобъединения «Оазис»?
С другой же стороны большинству обнинских театральных деятелей хотелось в очередной раз померяться «по гамбургскому счету», а то не интересно как-то. Две предыдущих обнинских театральных недели, 2003 и 2005 годов, имели ярко выраженную особенность — это были фестивали «атомных» городов России. Мероприятия проводились при поддержке «Росатома», благодаря чему представительство получилось тогда довольно обширным — к нам приезжали театры из разных регионов страны.
Но эта особенность была двоякой. С одной стороны, нигде подобного не было. А с другой, художественный уровень «атомных» театров в целом был не ахти, за исключением коллектива из уральского Заречного (Белоярская АЭС), спектакль которого в 2003-м признали победителем фестиваля. Спектакли гостей тогда игрались в полупустых залах и практически для театральной общественности города прошли незамеченными. Ну и стоит тогда «огород городить»?
Это стало одной из причин отказа от «атомной» профильности обнинского «МИГа». Но и без гостей — скучно. Поэтому арт-директор Олег Демидов пригласил несколько достойных на его вкус коллективов.
Круг же его дружественных связей в театральной жизни страны огромен. Вот, казалось бы, городок Скопин в Рязанской области — типичное среднерусское захолустье с населением 30 тысяч человек. Но там есть театр «Предел», который стал лауреатом всех крупных фестивалей страны и каждый год гастролирует в Европе.
А в подмосковном Реутове детский музыкальный театр ставит такие классные спектакли, что их с охотой приглашают выступать и в столице, и за границей. И тот, и другой коллектив согласились приехать на обнинский фестиваль, что стало действительно событием для нашего города. На реутовском мюзикле «Дюймовочка» зал Дома ученых был забит под завязку, а уж аплодисментам в финале представления не было конца.
Третьим гостем фестиваля стал Калужский драмтеатр, показавший камерный спектакль «Калека с острова Инишмаан», идущий дома только на малой сцене, то есть — для ценителей и знатоков. Такую же аудиторию он собрал и в Обнинске, и за удовольствие, ей доставленное, калужским актерам отдельное спасибо.
Вообще же фестиваль этого года отличался заполненностью залов, все спектакли прошли с аншлагом. Правда, большинство спектаклей давалось в залах, вмещающих всего сто человек, но они всегда были переполнены.
Аренда же залов большей вместимости оказалась, увы, не по карману.
А из самых любопытных открытий этого года стоит отметить коллектив, который себя даже театром скромно не именует — это творческое объединение «Оазис». Может быть, у исполнителей и драматического мастерства мало, зато драйва много, а это очень трогательно, и для любительской сцены дорогого стоит. Короче говоря, в Обнинске появился еще один по-настоящему живой театр.
Еще одна особенность — из пяти обнинских театров премьеру на фестивале представил только один бесковский. Вера Петровна продолжает держать планку — и каждый год ставит новый большой серьезный спектакль, а то и не один.
Остальные же показывали старые работы, хотя часть из них и шли в новой редакции. Программных спектаклей, типа «Ромео и Джульетта», «Тиль Уленшпигель» или «Безымянная звезда», которыми наши театры прославились в прошлые годы, увы, не было.
В обнинской театральной жизни в целом сейчас возникла некая пауза. Значит, в ближайшее время надо ждать прорыва. Во всех коллективах идут репетиции новых спектаклей. Так что на следующем фестивале, если он состоится, будет на что посмотреть. Но тенденция к расколу, наметившаяся в этом году, заставляет задуматься: хватит ли доброй воли у обнинских театральных деятелей, чтобы еще раз объединиться — для нового праздника.
Алексей СОБАЧКИН
Газета «Новая среда +», № 10 (24) 1 апреля 2009 года
А что Вы думаете по этому поводу?